План работы учреждения по реализации проекта "Зелёные школы"

УПРАВЛЕНИЕ ПО ОБРАЗОВАНИЮ ПОЛОЦКОГО РАЙОННОГО

ИСПОЛНИТЕЛЬНОГО КОМИТЕТА

Государственное учреждение образования

«Ясли – сад № 8 г.Полоцк»

 

                                                                              УТВЕРЖДАЮ

                                                                              Заведующий государственного

                                                                              учреждения образования

                                                                              «Ясли-сад № 8 г.Полоцка»

                                                                               _______________И.А. Мурашко

                                                                               01.09.2021

Календарный план

 по реализации образовательного проекта «Зеленые школы»

в государственном учреждении образования

«Ясли-сад №8 г. Полоцка»

на 2021-2022 учебный год

Цель: формирование экологической культуры воспитанников и законных представителей; повышение социальной активности в решении вопросов охраны окружающей среды; привлечение внимания к объектам окружающей природы; формирование понимания взаимосвязи процессов в природе; понимание ответственности каждого за будущее планеты.

 Направление «Биоразнообразие».

Цель работы: организация  деятельности воспитанников, направленной на изучение видового разнообразия растений и животных природного окружения учреждения дошкольного образования, изучение способов сохранения и увеличения видового разнообразия.

Задачи:  1. Изучение видового разнообразия растений, насекомых и птиц природного окружения учреждения дошкольного образования;

2. Вовлечение воспитанников и их родителей в обществеянно значимые мероприятия по сохранению природы и бережному отношению к её ресурсам: - акции, конкурсы, выставки экологической направленности.

3. Пополнение предметно-пространственной среды в учреждении дошкольного образования.

4. Изготовление и размещение кормушек и искусственных гнездовий на территории учреждения дошкольного образования; организация регулярного кормления птиц, создание «дикого луга» и «клумбы для бабочек».

 

 

п/п

Содержание задание

Ответственный педагогический работник

Дата выполнения

Краткое содержание задания

1.1

Изучение разнообразия типичных  (коренные растения природной флоры данной местности) и нетипичных (некоренные, несвойственные для данной территории) деревьев и кустарников на территории УДО (или прилегающей территории)

Лебедева Н.В.

Витюк Н.М.

сентябрь

Экскурсия-наблюдение «Природа вокруг нас», знакомство с деревьями и кустарниками на территории детского сада и близлежащей территории   

Лебедева Н.В.

Витюк Н.М.

сентябрь

Конкурс на лучший букет из опавших листьев «Очарование осеннего букета»

Лебедева Н.В.

Витюк Н.М.

октябрь

Экскурсия-наблюдение, заготовка семян деревьев для познавательной практической деятельности «Кладовая осени»

Лебедева Н.В.

Витюк Н.М.

октябрь

Занятие по образовательной области «Изобразительное искусство» (нетрадиционное рисование) «Художница Осень»

Лебедева Н.В.

Витюк Н.М.

Мухина Ю.Г.

ноябрь

Составление картосхемы

«Деревья и кустарники вокруг нас».

Разработка паспорта-описания видового разнообразия деревьев и кустарников.

Лебедева Н.В.

Витюк Н.М.

декабрь

Экскурсия-наблюдение «Под снежным покрывалом» (деревья и кустарники зимой)

Лебедева Н.В.

 

 

январь

 

 

Исследование «Зачем деревьям нужна кора»

        

Лебедева Н.В.

Витюк Н.М.

март

 

Занятие-путешествие (с использованием ЭСО) «Путешествие в мир деревьев»

Лебедева Н.В.

Витюк Н.М.

апрель

Виртуальное наблюдение «Весеннее пробуждение» (как появляются листья)       

Юницына Л.В.

апрель

Занятие в библиотеке "Зелёный патруль"

Витюк Н.М.

май

Квест по экологической тропе "Идём по следу"

Лебедева Н.В.

Витюк Н.М.

май

Высадка туи

1.2

Изучение видового разнообразия дикорастущих травянистых растений на территории УДО (или прилегающей к УДО территории).

 

 

 

Лебедева Н.В.

Витюк Н.М.

сентябрь

«Фитолечебница»    Знакомство с лекарственными растениями

Лебедева Н.В.

 

октябрь

Занятие-презентация «Растения Красной книги»          

Лебедева Н.В.

Витюк Н.М.

апрель

Наблюдение на прогулке, виртуальная экскурсия в лес «Первоцветы»

Лебедева Н.В.

Витюк Н.М.

сентябрь

май

Занятие – путешествие (с использованием ЭСО) «Цветы вокруг нас: садовые, полевые, луговые. Растения полезные, растения опасные»

Лебедева Н.В.

Витюк Н.М.

апрель

Экскурсия-наблюдение (изучение видов дикорастущих травянистых растений на территории учреждения и близлежащем окружении) «Весеннее пробуждение»

Лебедева Н.В.

Витюк Н.М.

Мухина Ю.Г.

май

Составление перечня дикорастущих травянистых растений на территории учреждения дошкольного образования «Маленькая зелёная страна».

Разработка паспорта-описания видового разнообразия травянистых растений.

1.3

Изучение разнообразия птиц на территории УДО  (или прилегающей к УДО территории)

Лебедева Н.В.

Витюк Н.М.

октябрь

Экскурсия-наблюдение «Наши пернатые друзья»

Лебедева Н.В.

Витюк Н.М.

Мухина Ю.Г.

ноябрь-декабрь

Составление картосхемы.

Разработка паспорта-описания видового разнообразия зимующих и перелётных птиц.

Лебедева Н.В.

Витюк Н.М.

Мухина Ю.Г.

декабрь

Оформление лэпбука «Мир птиц»

Лебедева Н.В.

Витюк Н.М.

март

Детский исследовательский проект «Пернатые архитекторы»

Лебедева Н.В.

Витюк Н.М.

апрель

Занятие с использованием ЭСО «Птицы Красной книги Республики Беларусь»           

1.4

Изучить разнообразие наземных насекомых на территории УДО (или прилегающей к УДО территории).

Лебедева Н.В.

октябрь

Занятие по образовательной области «Ребёнок и природа» «Исчезновение насекомых»

Лебедева Н.В.

Витюк Н.М.

Мухина Ю.Г.

март

Изготовление книги «Насекомые вокруг нас»           

Лебедева Н.В.

Витюк Н.М.

май

Занятие-исследование «Разнообразный мир насекомых».

Тематическое занятие "В большой стране самых маленьких друзей".           

Лебедева Н.В.

Витюк Н.М.

июнь

Выставка семейного творчества (изготовление моделей насекомых из подручного материала)            «Они такие разные»

Лебедева Н.В.

Витюк Н.М.

Мухина Ю.Г.

июнь

Составление картосхемы.

Разработка паспорта-описания видового разнообразия насекомых.

1.5

Анализ ситуации по биоразнообразию на территории учреждения дошкольного образования (или прилегающей к учреждению дошкольного образования территории) и разработать план действий по увеличению биоразнообразия данной территории

Лебедева Н.В.

Витюк Н.М.

Мухина Ю.Г.

Юницына Л.В.

ноябрь

Составление плана действий по увеличению биоразнообразия на

территории учреждения дошкольного образования (или прилегающей к нему территории)

1.6

Изготовить и разместить кормушки для птиц, организовать регулярную подкормку птиц.

Лебедева Н.В.

Витюк Н.М.

Мухина Ю.Г.

ноябрь

Акция  «Помоги  птицам».

Изготовление и размещение на территории учреждения кормушек, заготовление корма для птиц.

1.7

Создать и разместить на территории учреждения гнездовья для птиц.

Лебедева Н.В.

Витюк Н.М.

Мухина Ю.Г.

Февраль

Изготовление скворечников (приобщение родителей)

Лебедева Н.В.

Витюк Н.М.

Мухина Ю.Г.

Апрель

Разработка рекомендаций по правильному обращению с пернатыми

Лебедева Н.В.

Витюк Н.М.

Апрель

Фотоотчет гнездовий с новыми жильцами

1.8


 

Создать и разместить на территории учреждения дошкольного образования «Клумбы для бабочек».


 

Лебедева Н.В.

Витюк Н.М.

Юницына Л.В.

 

апрель

 

Создание клумб для бабочек

 

Лебедева Н.В.

Витюк Н.М.

Мухина Ю.Г.

 


Апрель


Выставка рисунков «Мир насекомых»

Лебедева Н.В.

Витюк Н.М.

Мухина Ю.Г.

Май

Указать на карт-схеме УДО место расположения клумбы для бабочек.

Лебедева Н.В.

Витюк Н.М.

 

Май

Тематическое занятие "Бал цветов"

1.10

Посадить деревья и кустарники, создать на территории учреждения дошкольного образования «дикого луга» с целью увеличения разнообразия животного мира.

Лебедева Н.В.

Витюк Н.М.

Юницына Л.В.

Апрель

Природоохранная акция «Посади дерево».

Лебедева Н.В.

Витюк Н.М

Май

Экскурсия  «Деревья нашего сада».

Направление 2. Энергоснабжение

Цель: изучить структуру энергопотребления в учреждении дошкольного образования и дома; способы её сокращения.

Задачи: провести анализ ситуации по эффективности использования энергии в учреждении (установить основные причины нерационального использования электроэнергии) и составить план действий по сбережению тепла и электроэнергии на год.

п/п

Содержание задание

Ответственный педагогический работник

Дата

выполнения

Краткое содержание занятия

2.1

Провести изучение потребления электроэнергии в учреждении дошкольного образования.

Витюк Н.М.

Сентябрь

1. Занятие «Зачем нужен свет?»

2. Серия наблюдений «Как мы используем электрический ток в детском саду?»

Лебедева Н.В.

 

Витюк Н.М.

Октябрь

1. Встреча и беседа с электриком.

2. Занятие «Волшебное электричество»

Лебедева Н.В.

 Витюк Н.М.

 


Ноябрь


Выставка-конкурс детского творчества «Без электричества нам не обойтись»

Витюк Н.М.

Лебева Н.В.

 

январь

 

Изучение потребления электроэнергии в учреждении за год
   

Витюк Н.М.

Лебева Н.В.

 

январь
Составление картосхемы мест высокого потребления электроэнергии

2.2

Изучение расходования тепла в учреждении дошкольного образования

Витюк Н.М.

 

 

Лебедева Н.В.

Декабрь

1. Познавательные беседы «Что такое тепло?», «Экономим тепло»

2. Экскурсия по дошкольному учреждению «Где живёт тепло?»

Лебедева Н.В.

 

Витюк Н.М.

Январь

1. Коллаж «Уютный тёплый дом»

2. Составление картосхемы мест потери тепла

2.3

Анализ ситуации по эффективности использования энергии в УДО и составление плана действий по сбережению тепла и электроэнергии в УДО на год

Лебедева Н.В.

Витюк Н.М.

Январь

1. Размещение детских рисунков-напоминалок в местах потребления энергии «Экономим и бережём!»

2. Составление  плана действий по сбережению электроэнергии  и тепла

2.4

Реализация плана и мониторинга эффективности действий по энергосбережению в учреждении дошкольного обра

зования

Лебедева Н.В.

Витюк Н.М.

Апрель, июнь

Отчет о реализованных действиях по уменьшению энергопотребления в учреждении дошкольного образования и их эффективности.

2.5

Изучение потребления электроэнергии и расходования тепла дома. Разработка семейных памяток по рациональному использованию

электроэнергии

и тепла дома (совместно дети с родителями (законными представителями)

Лебедева Н.В.

Витюк Н.М.

Ноябрь

 

 

 

Исследовательский краткосрочный проект

«Куда и сколько  уходит электричества дома?»

Лебедева Н.В.

Витюк Н.М.

Декабрь

1.Разработка  памяток для родителей «Тёплый дом», «Рациональное использование энергоресурсов дома»

2. Разработка памяток совместно дети с родителями 

 3. Дидактическая игра «Учимся экономить энергию».

 

Направление 3. Водосбережение

Цель: изучить направление использования воды в учреждениях дошкольного образования и  дома и освоение способов ее сбережения.

Задачи: изучить систему водопотребления в семье и в учреждении; провести анализ ситуации по эффективности использования воды в учреждении и дома, составить план действий по водосбережению в учреждении.

№п/п

Содержание задания

Ответственный

педагог

Дата выполнения

Краткое содержания задания

3.1

Изучение потребления воды в учреждении дошкольного образования

Витюк Н.М.

Лебедева Н.В.

Ноябрь

Путешествие Капельки Изучение потребления воды в учреждении дошкольного образования. Составление карты-схемы мест потребления воды

Витюк Н.М.

Лебедева Н.В.

Декабрь

Оформление лэпбука «Всё  о воде».

Занятие "Где живёт вода"

Витюк Н.М.

Лебедева Н.В.

Март

Составление алгоритма мытья рук совместно с детьми.

Витюк Н.М.

Лебедева Н.В.

Апрель

Беседа рассуждение «Откуда берется вода?».

3.2

Анализ ситуации по эффективности использования воды в учреждении дошкольного образования и составление плана действий по  ее сбережению

Витюк Н.М.

Лебедева Н.В.

Юницына Л.В.

Январь

Составление плана действий по сбережению воды в УДО.

Лебедева Н.В.

Февраль

Задание-рассуждение «Как сэкономить воду в группе?»         

3.3

Реализация плана действий по рациональному использованию воды в учреждении дошкольного образования, проведение мониторинга эффективности этих действий

Витюк Н.М.

Лебедева Н.В.

Юницына Л.В.

Апрель, июнь

Отчёт реализации плана по рациональному использованию воды в УДО

Витюк Н.М.

Лебедева Н.В.

Апрель

Занятие  «Значение воды в жизни человека»

3.4

Изучение потребления воды дома. Разработка семейных памяток по рациональному использованию воды и ее сбережению дома (совместно дети с родителями (законными представителями)

Витюк Н.М.

Лебедева Н.В.

Декабрь

1.Анкетирование родителей: «Как мы экономим воду дома"

2. Разработка памяток по рациональному использованию воды и ее сбережению дома.

3. Реализация краткосрочного проекта "Потребление воды дома"

 

Направление 4. Обращение с отходами

Цель: провести анализ источников появления отходов, определение способов их минимизации, освоение приемов раздельного сбора мусора.

Задачи: привлечь воспитанников, родителей и сотрудников в работу по изучению состава образующихся в учреждении отходов; показать пути решения проблемы отходов.

п/п

Содержание задания

Ответственный педагогический работник

Дата выполнения

Краткое содержание задания

4.1

Изучение состава образующихся в учреждении дошкольного образования отходов и анализ источников их образования

Витюк Н.М.

 

 

 

Март

 

 

Май

1.Познавательная беседа «Зачем сортировать мусор». Использование мультимедиа.

2. Изучение состава отходов и анализ источников их образования

4.2

Разработка плана действий по минимизации объемов образования отходов в учреждении дошкольного образования, раздельному сбору отходов, сдаче вторсырья

Витюк Н.М.

Лебедева Н.В.

1 раз в квартал

Акция «Сбор крышечек от пластиковых бутылок»

Витюк Н.М.

Лебедева Н.В.

Май

Приобретение контейнеров для раздельного сбора мусора

Витюк Н.М.

Лебедева Н.В.

Май

Выставка совместного творчества поделок из бросового материала

4.3

Реализация плана действий на год по минимизации отходов в учреждении дошкольного образования

Витюк Н.М.

Лебедева Н.В.

Май

Составление отчета о реализованных действиях по минимизации отходов в учреждении до- школьного образования и их эффективности

4.4

Изучение состава и количества отходов, образующихся в домашних условиях.

Разработка семейных памяток по ми- нимизации отходов,

образующихся в домашних условиях, рекомендаций по их раздельному сбору и сдаче

           

Витюк Н.М.

Лебедева Н.В.

 Апрель-май

 

Краткосрочный исследовательский проект "Отходы"

Витюк Н.М.

Лебедева Н.В.

 


Апрель


Составление рекомендаций по минимизации отходов, образующихся в домашних условиях

Витюк Н.М.

Лебедева Н.В.

Май

 Выставка детских рисунков «Мы с природой дружим, мусор нам совсем не нужен»

 

Направление 5.  «Информационно-экологические мероприятия по работе с местным сообществом (экологические инициативы)»

Цель: реализация экологических инициатив, участие в экологических акциях, информирование  местного сообщество об экологических проблемах конкретной местности.

Задачи: провести информационно-экологические мероприятия; создать «Экологическую тропу» на территории дошкольного учреждения,

принять участие в экологических конкурсах, проектах, акциях и т. д.

п/п

Содержание задания

Ответственный педагогический работник

Дата выполнения

Краткое содержание задания

5.1

Подготовка наглядного природоохранного информационного материала, созданного обучающимися, для родителей (законных представителей)

Витюк Н.М.

Лебедева Н.В.

В течение реализации проекта

Оформление листовок, рекомендаций, памяток для работников учреждения дошкольного образования, родителей воспитанников (по разным направлениям проекта) вместе.

5.2

Подготовка, организация и проведение информационных экологических мероприятий для местного населения: праздников, выступлений перед общественностью (на родительских собраниях, в близлежащих учреждениях общего среднего образования, младших и средних группах учреждения дошкольного образования) и др. (не менее одного раза в год)

Музыкальный руководитель Рощупкина Ю.М.

 

сентябрь

Театрализованное представление «Муха-Цокотуха»

Рощупкина Ю.М.

Май

 

«Праздник зеленого цвета»

Рощупкина Ю.М.

Март

Развлечение «Приключения в весеннем лесу»

5.3

Проведение экологических акций с привлечением местного населения и освещение их в средствах массовой информации (не менее одного раза в году).

Руководитель проекта Юницына Л.В.

Апрель

Освещение экологических проблем в средствах массовой информации, в социальных сетях

 

свернуть