Маршруты выходного дня

Маршрут выходного дня "Курган Бессмертия"

Скачать буклет в формате .pdf приблизительный размер файла 251 кб

Мемориальный комплекс "Урочище Пески"

Маршрут выходного дня «У реки Зап.Двина»

Рекомендуемый возраст: 4-6 лет

Содержание маршрута

Понаблюдайте с ребёнком за рекой, полюбуйтесь красотой, послушайте звуки. Обратите внимание на то, как бежит, течёт река, извивается голубой змейкой, весело журчит. Летом у реки скучно не бывает. Дети купаются, рыбаки ловят рыбу. Кузнечики стрекочут на все лады, распевают птицы, нежно шелестят травы.   Уточните, что река – вода – основа жизни на земле.

Расскажите, как называется река.

Что касается происхождения названия реки Зап. Двина, то здесь мнения ученых разделились. Есть несколько происхождений названия реки. Одни ученые связывают происхождение названия Западная Двина с немецкими и эстонскими корнями, что в переводе означают многоводный. Другие выделяют финские корни, обозначающие особенное спокойствие реки. Третьи отождествляют название с древнескандинавским языком, где "dvina" переводится как «вяло двигающаяся, слабеющая».

В длину водный поток протянулся на 1020 километров. Исток реки Западная Двина – озеро Корякино, расположенное меж двух невысоких холмов Валдайской возвышенности. Устье реки Западная Двина – ее вход в Балтийское море, а, точнее – в Рижский залив. После очередного (самого решительного) виража река Западная Двина находится в состоянии обретения нового ориентира – северо-западного. Полоцк она минует, имея уже твердые намерения попасть именно в Латвию. На правом берегу реки располагается церковный ансамбль, состоящий из 4 храмов – Софийского, Богоявленского, Покровского и Успенского. В Зап. Двину впадает река Полота.

  Какие вопросы задать ребёнку

«Как еще можно сказать про реку, назвать ее ласково?».

 «Реки бывают равнинными. Они текут медленно, плавно, у них низкие берега. А есть реки горные, у которых течение быстрое, бурлящее и берега скалистые. А какая река Двина?».

 «Попробуй рассказать о реке. Какая в ней вода: чистая, грязная, мутная, прозрачная; какое у нее течение – быстрое, бурное, спокойное, плавное. Расскажите о ее размере, глубине, широкая она или узкая, какие у нее берега: крутые, высокие, низкие, и как можно о ней сказать это – река, реченька или речушка?».

 Давай назовём основные источники питания реки? (дождь, снег, град, ледник, подземные воды).

Иногда в устье реки встречаются уступы, с которых вода падает вниз. Как называется такое явление? ( Называется водопад). 

 Какая самая длинная река в мире?  (река Лена).

В какие игры поиграть с ребёнком

* Игры на внимание и наблюдательность: «Кто больше увидит (услышит) у реки интересного и нового».

*Запуск бумажных корабликов

*«Водяной, Водяной,

Не сиди ты под водой.

Что мы делали вчера,

Отгадать тебе пора!»

 Ребёнку показывают движениями, как он спит, варит кашу, копает землю и т.п. Водяной отгадывает. Если водящий не сумеет отгадать, он должен выполнить какое-нибудь задание (например, показать, как ходит петух, поскакать на одной ножке).

*«Кто дальше бросит камушек»

*«Речное творчество»

А уж сколько материала для поделок с ребёнком  можно найти вдоль речки. Начиная с обычного речного песка. Из него можно построить башню или крепость. А из коричневых соцветий созревшего камыша сделать кучу игрушек. Ракушки - тоже настоящий полёт для фантазии. Если берег реки каменистый, гальку можно раскрасить красками, из камушков сложить разные крепости, башенки, лабиринты. Ну и, конечно, завсегдатаи берега и отличный материал для творчества коряги.

*«Что бы это значило?»

Набрал в рот воды. - Молчаливый человек.

Как в воду опущенный. - Грустный человек.

Толочь воду в ступе. – Выполнять бесполезную работу.

 Седьмая вода на киселе. - Дальний родственник.

Водой не разольешь. - Неразлучные друзья.

 Как в воду глядел. - Угадал.

 Как две капли воды. - Очень похожи.

Прошли огонь и воду. - Все испытали.

Как с гуся вода. – Безразлично.

Много воды утекло. - Долгое время.

Выводить на чистую воду – Уличить в обмане.

Загадывание загадок

Лента на просторе, Всё стремится в море. Крутые берега, Зовут её — …(река)

Бегу без остановок, По камушкам звеня. Я голуба, красива. Узнаете меня? Ответ: река

Кричат ей ребятишки: «Скорей беги, теки». И весело детишкам На берегу …(реки).

Лентой голубою Убегаю вдаль. Не знакома грусть мне, Скука и печаль. Ответ: река

 

 Колюч, да не ёж.

Кто это? (Ёрш)

 

 Есть крылья – не летаю,

Нет ног, а гуляю,

По земле не хожу,

На небо не гляжу,

Звезд не считаю,

Людей избегаю. (Рыба)

 

Все движется вперед,

А он наоборот.

Он может два часа подряд

Все время пятиться назад. (Рак)

 

Речка тихо нам журчала,

Чтоб нашли её начало –

Тихий, слабый ручеёк

Под названием…

(Исток)

 

Назови речное ложе.

Сам не знаешь? Друг поможет.

(Русло)

Вспомните и уточните с ребёнком правила поведения у реки и поведения в природе

Никогда не оставляйте ребёнка без присмотра у воды. Даже если он умеет плавать.         Перед заходом в воду с ребёнком отследите глубину. Бывает, что пологий пляж резко обрывается или около берега бьют холодные ключи, которые способны затянуть маленького ребенка;          Изучите дно. Если оно каменистое и вода не прозрачная, то наденьте ребёнку специальную обувь, чтобы избежать порезов;         Не отпускайте ребёнка в воду одного даже при полной "экипировке";         Расскажите ребёнку, почему нельзя в игре топить человека, хватать его за ноги под водой и создавать другие опасные ситуации;         Даже в воде тело ребёнка не защищено от УФ-лучей солнца. Поэтому лучше всего надевать специальный пляжный костюм, защищающий от ультрафиолета, панаму, использовать водостойкие средства и не забывать наносить их после купания. 

 О чём ещё стоит помнить родителям

Не запугивайте ребёнка, не ограничивайте изучение мира бесконечными запретами. Если вы хотите обезопасить его от несчастного случая, то правильней всего объяснить ребёнку, чем чревато несоблюдение правил.           Проговаривайте ситуации, объясняйте алгоритм действий, задавая вопросы. Можно ли идти плавать, если рядом нет взрослых. Почему опасно заходить в воду там, где ты никогда не заходил? Что бы ты сделал, если увидел, как кто-то из детей тонет?           И самое главное правило. Если с вашим ребёнком случилась какая-то неприятность, но, к счастью, всё обошлось, не ругайте его, не запугивайте. Вы можете поделиться своими переживаниями, описав свои чувства, но проявлять реакцию (ругать, кричать, трясти, наказывать) не стоит. В другой раз ребёнок, боясь вашей реакции, не расскажет о случившемся, и совершит ошибку, из-за которой могут быть ужасные последствия. Стройте с ребёнком доверительные отношения. 

Учите детей не рвать цветы и дикорастущие растения,

не стоит ловить насекомых и пресмыкающихся, нельзя уносить  птенцов, оставлять после себя мусор.

После прогулки предложите ребенку  вместе с вами нарисовать рисунок реки, птиц, деревьев, то, что запомнилось  и понравилось после прогулки.

Рекомендации для родителей:

      Находиться в воде можно не дольше 15-20 минут при условии, что температура воздуха не ниже 20 градусов и вода достаточно прогрелась. Обязательно следует надевать головной убор, так как солнце сильнее притягивается к воде, и вероятность получения солнечного удара значительно повышается. Соблюдая эти простые, но очень важные правила, вы сможете избежать неприятных последствий.

        На прогулку обязательно возьмите питьевую воду, перекус для ребенка, средства защиты от комаров и клещей. Продумайте одежду, головной убор по погоде.

Приятного отдыха!

 

свернуть

Маршрут выходного дня "Мемориальный комплекс "Курган Бессмертия"

Маршрут выходного дня

 «Курган Бессмертия»

Приглашаем Вас и Ваших детей на пешеходную прогулку выходного дня!

Вид маршрута: пешеходный

Возраст: 4-6 лет

1.Содержание маршрута:

Этот маршрут особенный. Он не развлекательный, он – патриотический!

Это одно  из мест нашего города, которые можно посетить семьей и почтить память героев, погибших за освобождение нашей Родины. В память о погибших был установлен этот  мемориальный комплекс.

Там нельзя кричать, бегать, рвать цветы, а нужно вести себя спокойно. Это такое место, где люди минутой молчания благодарят погибших героев и чтут их память.

Начните маршрут  с  березовой аллеи, которая ведет к мемориальному комплексу «Курган Бессмертия».  Расскажите ребёнку о том, что Курган Бессмертия был создан в память о погибших воинах, жителях города Полоцка, Белоруссии в борьбе с фашистами в годы Великой Отечественной войны. В Кургане находится земля, привезённая из братских могил Полотчины, Оршанского, Глубокского, Лепельского, Верхнедвинского, Россонского и других районов, расположенных в Беларуси, из Брестской крепости, городов ВитебскаМинска, из городов Российской Федерации, с кладбища советских воинов в Праге. Высота Кургана Бессмертия составляет  десять метров. Дальше пройдите к подножию Кургана, рассмотрите мраморные плиты, которые  установлены у Вечного огня. Предложите ребенку попробовать прочитать текст, высеченный на плитах. Рассмотрите факел, который зажигают по праздникам в память о погибших в годы Великой Отечественной войны. Поинтересуйтесь у ребенка, знает ли он, как чтят память о погибших солдатах во время войны? (погибших во время ВОВ людей вспоминают минутой молчания, приносят к памятникам венки, цветы, запускают салют).

Спросите у ребёнка, знает ли он, что такое минута молчания? Как нужно себя вести в это время? (минута молчания – символический ритуал, во время которого нужно встать и молча почтить память о каком-либо трагическом событии и погибших в нём людях. Минута молчания, как правило, длится менее одной минуты).

Предложите ребёнку почтить погибших воинов минутой молчания, тихонечко положить к мемориалу цветы (если предусмотрели этот момент при подготовке).

Затем можно посетить  выставку военной техники или спуститься по лестнице в парк имени «50-летия Советской власти» или  Музей боевой славы. 

Для посещения этого места можно провести предварительную работу.

Почитайте детям произведения «Победа будет за нами!» Сергея Алексеева, «Необыкновенное утро» Влада Богомолова; пословицы, поговорки и объясните их смысл:

Вражда не делает добра.

Худой мир лучше доброй брани.

Храбрость – сестра Победы.

  1. Какие вопросы можно задать ребёнку?

Уточните у ребёнка, что он знает о войне.

-Что и где ты слышал о войне?

-Как ты думаешь, мы должны помнить о тех, кто не пришел с войны?

-Как люди сохранили память о войне? (о героях войны написано в книгах, стихах, песнях, снято в фильмах, в городах поставлены памятники).

 -Что такое памятники? Для чего их, возводят? (слово «памятник» происходит от слов «память», «помнить». Это скульптурные сооружения, обелиски. Строят их в честь какого-либо героя войны или важного события. Памятник – это напоминание нам о тех, кто погиб  на полях сражений).

 -А какие памятники , посвященные героям войны , ты знаешь?

Поинтересуйтесь у ребенка, что запомнилось больше всего. Было ли интересно? Будет ли ему интересно пройти по этому маршруту еще раз? Хотел бы он посетить другие памятные места?

  1. Поиграйте с ребёнком.

Дидактическая игра «Кто, где служит?»

Небо охраняют - лётчики;

Границу - пограничники;

В танковых войсках служат - танкисты;

В пехоте - пехотинцы.

А ты знаешь, чем занимаются военные?

 Дидактическая игра «Кто что делает?»

Я буду называть профессию, а ты мне говори, что делает человек:

Лётчик - управляет самолётом;

Пограничник - охраняет границу;

Танкист - управляет танком;

Подводник - плавает под водой;

Моряк - управляет кораблём;

Сапёр - обезвреживает мины.

 Игра «Попади в цель» 

 Загадайте загадки:

Гусеницы две ползут,

Башню с пушкою везут. (Танк) Без разгона ввысь взлетаю,

Стрекозу напоминаю

Отправляется в полет

Наш…(Вертолет)

Рефлексия.

После прогулки предложите своему ребенку нарисовать то, что больше всего запомнилось во время прогулки. Так же можно подготовить со своим ребенком фотоотчёт о том, где вы побывали. Или по дороге домой можно попробовать разучить с ребенком одно из стихотворений: 

Пусть дети не знают войны

Войны я не видел, но знаю,

Как трудно народу пришлось,

И голод, и холод, и ужас –

Всё им испытать довелось.

Пусть мирно живут на планете,

Пусть дети не знают войны,

Пусть яркое солнышко светит!

Мы дружной семьёй быть должны! (М.Владимов)

 День Победы

Майский праздник - День Победы

Отмечает вся страна.

Надевают наши деды

Боевые ордена.

Их с утра зовёт дорога

На торжественный парад.

И задумчиво с порога

Вслед им бабушки глядят. (Т.Белозеров)

Что за праздник?

В небе праздничный салют,

Фейерверки там и тут.

Поздравляет вся страна

Славных ветеранов.

А цветущая весна

Дарит им тюльпаны,

Дарит белую сирень.

Что за славный майский день? (Н.Иванова)

Желаем вам приятно провести время!

 

свернуть

Маршрут выходного дня "Выставка военной техники"

Уважаемые родители! Предлагаем вам   маршрут выходного дня « Выставка военной техники на Кургане Бессмертия».
Рекомендуемый возраст ребёнка: старший  дошкольный возраст

Содержание маршрута:

Парк возле Кургана Бессмертия уже имеет свою историю, и она прирастает новыми страницами.

На верхней площадке парка 8 сентября 2022 года появился парк военной техники. По согласованию с Министерством обороны Республики Беларусь для этих целей выделены  самолет МИГ-29, вертолет МИ-2, боевые машины пехоты, бронетранспортеры, танки, пушки и другое — всего 17 единиц. Эта техника никогда уже не примет участия в боевых действиях. Став местом притяжения для всех, кто интересуется военной историей, она будет напоминать о том, что мир на белорусской земле под надежной защитой. 

 Рассмотрите в подробностях экспонаты, а так же  сфотографируйтесь  на фоне   объектов. 

Перед посещением выставки о чем можно рассказать ребенку?

Можно предложить отгадать ребёнку загадки о военной технике:

Гусеницы две ползут,

Башню с пушкою везут. (Танк)

Расскажите ребёнку, что танки- это большие военные машины, которые сделаны из прочного железа, чтобы враг не мог пробить броню танка. Спросите у ребёнка, что есть у танка? (корпус, башня с пушкой, гусеницы)

Поинтересуйтесь у ребёнка, знает ли он,  почему танк на гусеницах, а не на колесах?

(танку гусеницы необходимы для того, чтобы передвигаться не по дорогам, а по полям, лесам, болотам). Кто управляет танком? (танкист). Зачем танку нужна вращающаяся кабина? (чтобы танкист мог стрелять в разных направлениях)

Обратите внимание ребёнка на то, что танкист   должен быть метким. Предложите  ребёнку побыть   танкистом и проверить, какой он меткий. Поиграйте в игру «Попади в цель».

Загадайте следующую загадку:

Смело в небе проплывает

Обгоняя птиц полет,

Человек им управляет

Что такое?

(Самолет).

Расскажите ребёнку, что  сейчас самолеты делают  из прочного металла, но раньше в военное время самолеты делались  из плотного картона, при попадании в такой самолет вражеского снаряда, он быстро загорался, и пилоту приходилось прыгать из кабины (катапультироваться). И чтобы не разбиться при прыжке, у каждого летчика есть парашют.

Спросите у ребёнка, что есть у самолета? (корпус, крылья, шасси) Для чего самолету шасси? (чтобы взлететь) Что  еще нужно самолету, чтобы взлететь? (крылья)

Уточните, знает ли ваш ребёнок, что для того чтобы взлететь,  самолету необходимы крылья специальной конструкции и мотор, который передает энергию колесам. После включения мотора самолет набирает скорость, разгоняясь на взлетной полосе.

Самолёт – самый быстрый вид транспорта. Все самолёты прилетают и улетают из аэродрома. Самолёт – это боевая машина, защищает нашу страну в воздухе.

Кто управляет самолётом? (Лётчики.)

Можно поиграть с ребёнком в игру  «Самолёт»:

Играющие изображают летчиков на самолетах. Они готовятся к полету. По сигналу взрослого «К полету готовься!» дети кружат согнутыми в локтях руками – заводят мотор. «Летите!» - говорит взрослый. Дети поднимают руки в стороны и летят врассыпную, в разных направлениях. По сигналу «Напосадку!» - самолеты находят свои места и приземляются, строятся в колонны и опускаются на одно колено. 

После прогулки предложите своему ребенку   сделать коллаж «Военная техника».

Для этого понадобится: иллюстрации с изображением военной техники, ножницы, клей, кисть для клея, мелки, карандаши, акварель , альбомный лист. Предложите ребёнку вырезать  изображения военной техники из старых журналов, книг, затонируйте лист бумаги красками, мелками или карандашами, наклейте  изображение военной техники, дополните работу изображением деревьев. людей и т.д. 

Побеседуйте с ребенком о том, что ему понравилось при посещении выставки, почитайте произведения : "Военная техника  Популярная детская энциклопедия"

Желаем вам приятно провести время!

свернуть