ЭТО ВАЖНО ЗНАТЬ

Газета для любознательных родителей. Безопасность на дороге.

Уроки для взрослых и детей по ПДД

 Уроки для взрослых и детей по ПДД

     К теме безопасности детей на городских улицах приходится возвращаться постоянно. Дорожно-транспортными происшествиями с наиболее тяжкими социальными последствиями были и остаются те, участниками, а порой и жертвами которых оказываются дети. Увы, год от года таких ДТП меньше не становится.
Появление малолетнего ребенка без сопровождения взрослого на дороге противоестественно, а его действия непредсказуемы, нелогичны и беспомощны. Некоторая осознанность в поведении ребенка вообще и на дороге в частности появляется к 10-12 годам. Это, если можно так выразиться, - "средний случай". Встречаются, конечно, и очень дисциплинированные дошколята, как, впрочем, - и великовозрастные "ротозеи".

   Поэтому первый совет родителям - путем несложных экспериментов и наблюдений попробуйте оценить, к какой категории пешеходов относится ваш наследник, готов ли он самостоятельно ориентироваться в дорожной обстановке, может ли принимать верные решения. Если нет, выходя на улицу, вам пора брать его не только за руку, но и заниматься воспитанием. Объясняйте, рассказывайте, убеждайте, воспитывайте личным примером. Не надейтесь на школьных педагогов и милицейских пропагандистов, активно включайтесь в профилактику сами. Но не забывайте при этом, что вы теперь выступаете перед ребенком в роли непререкаемого авторитета, действующего во всех дорожных ситуациях правильно, взвешенно, максимально безопасно.
  Итак, уроки для взрослых и детей, участвующих в дорожном движении вместе.

Часть первая

Вы, ребенок и автомобиль

Урок первый

   Семья трогается в путь на автомобиле. Малыш удобно расположился на заднем сиденье рядом с мамой. Но дети, особенно маленькие, большие непоседы. И вот ребенок уже стоит на сиденье, весело щебечет, машет ручками и строит рожицы в заднее стекло. Идиллия - полная. Умиляются все. И родители и водитель следующей сзади машины. Последний умиляется до того, что не успевает вовремя затормозить перед перекрестком и бьет переднюю машину в бампер. Пустяки, удар был не сильный, но... вполне достаточный для того, чтобы малыш сначала ударился головой в заднее стекло, а затем упал в проем между передними сиденьями. Последствия удара и падения могут оказаться роковыми. То же самое может произойти и в более прозаической ситуации - при резком торможении автомобиля. Салон автомобиля не безопасный детский манеж, а заднее сиденье - не широкая и мягкая родительская кровать и не пушистый ковер на полу. В машине малыш должен обязательно сидеть, если нет специального кресла, то рядом со взрослым.

Урок второй

   Как правило, ребенок стремится первым занять место на заднем сиденье автомобиля. Если вслед за ним, на заднем же сиденье размещаются взрослые, они буквально прижимают его к внешней (в сторону проезжей части) двери. Автоматическая блокировка дверей при движении предусмотрена только на некоторых зарубежных автомобилях, а воспользоваться механической блокировкой (нажать кнопку или ручку на двери) взрослые, как правило, забывают. В соответствии с "законом подлости" дверь на ходу может распахнуться, а ребенок вывалиться под колеса попутных машин. Такая вероятность есть всегда, учитывая "шаловливые" ручки и не слишком надежные механизмы замков отечественных автомобилей. Еще более вероятно, что при таком размещении ребенок при остановке не станет дожидаться, пока взрослые вылезут из машины, а выскочит из своей двери - в сторону дороги...
Никогда не размещайте ребенка на пассажирском сиденье вплотную к дверям! Никогда не создавайте ситуаций, провоцирующих выход ребенка из салона стоящего автомобиля в сторону проезжей части!

Урок третий

     Ребенок достиг возраста, когда его можно перевозить на переднем сиденье автомобиля. Естественно, он стремится занять престижное место рядом с водителем. О простой операции по пристегиванию ремня безопасности вспоминают далеко не все, и уж совсем немногие вспоминают, что ремень когда-то был отрегулирован под взрослого человека (разумеется, замечание актуально для автомобилей с ремнями без автоматической регулировки). Провисший ремень не спасет ребенка от серьезной травмы головы и грудной клетки в случае резкого вынужденного торможения быстродвижущегося автомобиля. Ремень безопасности - не формальное приспособление, а зачастую единственное средство, сохраняющее жизнь.
Да и вообще, не стоит позволять ребенку ездить на переднем сиденье. Это самое опасное место в автомобиле в случае столкновения. И еще, даже из-под правильно отрегулированного ремня ребенок при столкновении может просто выскользнуть

Часть вторая

Вы, ребенок и общественный транспорт

Урок пятый

    К стоящему на остановке трамваю, троллейбусу, автобусу бегут люди. Бегут по тротуару, по краю проезжей части, с другой стороны - поперек проезжей части. Поддавшись всеобщему ажиотажу, переходит на бег и ваш ребенок. Он не видит ничего, кроме стоящего вагона, в который ему нужно успеть. Даже если при этом вы бежите с ним рядом и держите его за руку, - вы трижды неправы. Вместе вы можете попасть под колеса - это раз. Вы можете, поскользнувшись, упасть и уронить ребенка - это два. И самое главное - вы создаете ребенку "страшную" стрессовую ситуацию: не успеем, потеряюсь, мама (папа) уедут, а я останусь один на остановке. Не рискуйте, не нервируйте ребенка, не подавайте ему дурной пример неуместной суетливости. Никогда не бегите с ребенком к стоящему общественному транспорту. В спешке вы можете потерять контроль и над собой, а главное, над ребенком.

Урок шестой

   Автобуса давно не было. На остановке скопилась толпа. Вы, крепко держа ребенка за руку, стоите в первых рядах. Наконец долгожданный вагон подползает к остановке. Начинается давка. Вас могут вмять в еще закрытые двери неостановившейся машины. Могут и под колеса затолкать, и по "борту размазать", и в салон внести, не "считая ступенек". Даже физически и психически крепкому взрослому человеку, как минимум, стресс обеспечен, а каково ребенку?! Если это возможно, избегайте поездок с ребенком на общественном транспорте в часы пик. Если же вы с ребенком вынуждены часто бывать в подобной ситуации, помните, ваше место не в первых рядах штурмующих автобус, а среди тех, кто спокойно ожидает своей очереди. В конце концов, этот автобус - не последний, а физическое и психическое здоровье ребенка дороже любого ожидания.

свернуть

Возрастные особенности детей, которые являются причинами ДТП

Один дома

Подозрительные предметы

1) Если ты увидишь в подъезде, в транспорте или просто на улице подозрительный предмет - ни в коем случае не трогай его, не двигай, не старайся его открыть или разглядеть получше.

2) Предупреди окружающих о своей "находке".

3) Отойди от предмета на безопасное расстояние (метров на 400 - это примерно два круга по школьному стадиону).

4) Сообщи о подозрительном предмете в милицию. Если в это время ты находишься рядом со своей "находкой", не звони по мобильному телефону, а сначала отойди на безопасное расстояние. Запомни время, когда ты обнаружил предмет, - его нужно будет сообщить сотрудникам милиции.

5) Дождись, когда приедет милиция, ведь ты являешься очевидцем возможного происшествия и можешь сообщить важную информацию.

ПОМНИ: Часто преступники маскируют взрывные устройства под безобидные и даже привлекательные предметы (мобильные телефоны, игрушки, коробки, пачки денег, банки, бутылки). Никогда не трогай чужие вещи и предметы на улице!

свернуть

Осторожно! Открытое окно.

Уважаемые родители!!!

     В  последнее время очень остро стоит проблема, связанная с выпадением малолетних детей из окон. Естественная любознательность притягивает ребёнка к открытому окну, что представляет реальную угрозу его здоровью и жизни.

ПРИМИТЕ ВСЕ НЕОБХОДИМЫЕ МЕРЫ БЕЗОПАСНОСТИ, ЧТОБЫ ПРЕДОТВРАТИТЬ БЕДУ!

свернуть

Что должен знать ребёнок

«ЧТО ДОЛЖЕН ЗНАТЬ ВАШ РЕБЕНОК...»               Изображение

В обстановке постоянно возрастающей интенсивности движения и роста количества ДТП  без знаний правил дорожного движения пешеходам обойтись трудно. Разумнее начинать изучение ПДД задолго до того, как дети пойдут в школу.

Ребенок должен знать..

1. Дорогу из дома в детский сад.

2. Знать следующие правила уличного движения: не ходить по мостовой, переходить улицу в указанных местах, ходить спокойно, не толкаясь, говорить негромко и др.

3. Знать ряд дорожных знаков, их смысл и назначение (предупреждающие, запрещающие, указательные), работу светофора.

4. Знать правила поведения в общественном месте и транспорте: автобус ждать только на остановке, не трогать двери во время движения, не высовываться в окно, не выставлять руки в открытое окно, не вставать ногами на сиденье, не ходить по автобусу, не цепляться за движущийся транспорт.

ПАМЯТКА ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ ДЕТЕЙ старшего дошкольного возраста

Уважаемые родители!

Своевременно обучайте детей умению ориентироваться в дорожной ситуации, воспитывайте у ребенка потребность быть дисциплинированным и внимательным на улице, осторожным и осмотрительным.

Всегда ли мы, взрослые, подаем ребенку пример соблюдения правил безопасного перехода улиц и перекрестков, посадки в автобус?

Помните! Нарушая правила дорожного движения, вы как бы негласно разрешаете нарушать их своим детям!

Учите ребенка:

не спешить при переходе улицы;

переходить дорогу только тогда, когда обзору ее никто не мешает;

прежде чем перейти, дождитесь, чтобы транспорт отъехал от остановки, тогда обзор улицы не будет ограничен. Часто приводит к несчастному случаю неосторожный переход улицы из-за стоящего транспорта.

Воспитывайте у ребенка умение быть бдительным и внимательным на улице. Так, оказавшись рядом со стоящим автобусом, предложите ребенку остановиться, внимательно осмотреться, не приближается ли машина.

Объясните ему, какая опасность может ожидать пешехода, если он внезапно выходит из-за стоящего транспорта на проезжую часть улицы. Пешеход не видит идущий транспорт, водители не видят пешеходов.

Большую помощь в закреплении знаний дорожного движения вам окажут игры. Сделайте из кубиков и разноцветной бумаги дома, тротуары и мостовые, пешеходов, игрушечный транспорт. На таком макете вы можете с ребенком разыграть различные дорожные ситуации, благодаря которым он более прочно и осмысленно освоит правила поведения на улице.

Для закрепления знаний детей о правилах дорожного движения и сигналах светофора используйте:

- настольные игры: «Мы едем по улице», «Знаки не дорогах», «Учись вождению», «Юные водители», «Твои знакомые», «Говорящие знаки», «Светофор», «Три письма» и др.;

-диафильмы: «О недопустимости шалости на улице», «О событиях возможных и невозможных», «Не играй на мостовой», «Дорожный букварь», «Однажды в городе», «Алеш-кин велосипед», «Дед Мороз - - регулировщик», «Приключения Ильи Муромца в Москве», «Дядя Степа —милиционер», «Похождения Тимы» и др.;

-детские художественные произведения с последующей беседой о прочитанном: «Скверная история», «Дядя Степа -милиционер» С. Михалкова; «Машина на нашей улице» М. Ильина и Сегала; «Знакомьтесь — автомобиль», «Законы улицы и дорог», «Дорожная грамота» И. Серебрякова; «Посмотрите, постовой», «Это улица моя» Я. Пишумова; «Красный, желтый, зеленый» А. Дорохова и др.;

-альбомы для раскрашивания: «Дорожная грамота», «Еду, еду, еду», знакомящие с дорожными знаками, их значением.

Используйте прогулки с детьми для объяснения им правил безопасности на улицах:

-понаблюдайте за работой светофора, обратите внимание ребенка на связь между цветами на светофоре и движением машин и пешеходов;

покажите ребенку знаки, указатели дорожного движения, расскажите об их значении;

-предложите ребенку самому найти дорогу домой, когда берете его с собой, отправляясь в магазин, гулять и т. п.;

чаще обращайтесь к ребенку во время движения по улице с вопросами, как, по его мнению, следует поступать на улице в том или ином случае, что означает тот или иной знак;

-объясните детям свое поведение на улице: причину остановок на тротуаре для обзора дороги, выбор места для перехода дороги, свои действия в разных ситуациях.

Не жалейте времени на «уроки» поведения детей на улице.

Если вы купили ребенку велосипед, то надо объяснить ему правила пользования им на улице, требуя неукоснительного выполнения.

Ребенок должен усвоить: кататься на велосипеде можно только в отведенных для этого местах — дворах, парках, скверах. Расскажите детям об ошибках велосипедистов, приводящих к ДТП.

Помните, что езда на велосипеде по дорогам детям до 14 лет запрещена. Нельзя сажать ребенка на раму или багажник, катая его на своем велосипеде. Для ребенка на велосипедной раме позади руля должны быть сделаны специальные седло и подножки.

К моменту поступления ребенка в школу он должен усвоить и соблюдать следующие правила поведения на улице и транспорте:

  • играй только в стороне от дороги;

  • переходи улицу там, где обозначены указатели перехода, где их нет — на перекрестках по линии тротуаров;

  • переходи улицу только шагом, не беги;

  • следи за сигналом светофора, когда переходишь улицу;

  • посмотри при переходе улицы сначала налево, потом направо;

  • не пересекай путь приближающемуся транспорту;

  • машины, стоящие на дороге у тротуара или обочины, всегда обходи так, чтобы был хороший обзор дороги, проезжей части; трамвай всегда обходи спереди;

  • входи в любой вид транспорта и выходи из него только тогда, когда он стоит, нельзя прыгать на ходу;

  • не высовывайся из окна движущегося транспорта;

  • выходи из машины только с правой стороны, когда она подъехала к тротуару или обочине дороги;

  • не выезжай на велосипеде на проезжую часть;

  • если ты потерялся на улице, не плачь, попроси прохожего взрослого или милиционера помочь тебе, назови свой адрес.

свернуть

Безопасность малыша-советы родителям

ЧИТАЕМ!

Сказки, присказки, прибаутки, потешки – основное средство обучения малышей правилам безопасного поведения. Они могут многому научить не только детей, но и родителей. Вы замечали, что в сказках для самых маленьких трагичный финал? Это очередное напоминание Вам, родители, о том, что детей без присмотра оставлять нельзя («Колобок», «Семеро козлят»). Когда читаете сказку с малышом, обязательно задавайте ему вопросы: «Почему так произошло?», «Что не так сделал герой?», «А как ты думаешь, что нужно было сделать?» Но не осуждайте персонажи, а рассуждайте над их поведением: «Ай-ай-ай! Плохо сделал Колобок! Нельзя убегать из дома. Можно потеряться! Или лиса съест!». Осуждая поступок героя, Вы даете правильные ориентиры ребенку на будущее, помогаете понять, в чем ошибка сказочного персонажа.

 

РИСУЕМ!

Дети воспринимают окружающий мир образами. Это значит, что все, о чем Вы говорите с ребенком, он должен видеть на картине. Поэтому у вас есть хорошая возможность поговорить с ним о правилах безопасности в доме. Нарисуйте с малышом план вашего жилья и красным цветом пометьте опасные зоны. Объясните ребенку, почему именно в этих местах следует быть осторожным и что делать в случае опасности. Рисунок – универсальный способ обучения, с его помощью ребенку легко можно привить навыки безопасного поведения:

  • -     рисуйте с ребенком различные ситуации и проговаривайте все, что изображаете;
  • -     задайте ребенку тему для рисования, а потом обязательно расспросите малыша, почему он это нарисовал;
  • -     сочиняйте по рисункам истории, для этого можно использовать книги-раскраски МЧС.

 

ИГРАЕМ!

Игра – основной способ обучения детей. Именно играя, ребенок лучше запоминает основные правила. Введите в вашу игротеку новую игру «Спасатели спешат на помощь!». Обязательно расскажите ребенку о работе спасателей, в каких случаях может понадобиться их помощь (пожар, обвал, утопление и т.п.), и как правильно вызвать:

  • -     набрать номер 101 или 112;
  • -     сообщить свой адрес;
  • -     рассказать, что случилось;
  • -    назвать своё имя, фамилию и телефон.

Сыграйте роль диспетчера, пусть ребенок звонит и вызывает спасателей. А потом поменяйтесь ролями. Благодаря игре он усвоит необходимые знания:

 

Главное, что должен знать ребенок во время пожара:

  • -     НЕ ПАНИКОВАТЬ!!!
  • -     не прятаться;
  • -     убегать из дома на улицу;
  • -     звать на помощь взрослых;
  • -     вызывать спасателей по телефону 101 или 112.

 

Сделайте вместе с малышом «напоминалку», на которой будут написаны номера экстренных служб и ближайших родственников. Поместите ее около домашнего телефона.

Уважаемые родители, это далеко не все способы обучить ребенка безопасному поведению, сформировать у него правильную модель поведения в чрезвычайных ситуациях. Фантазируйте, придумывайте новые игры, тогда время, проведенное вместе с ним, будет не только занимательным, но и познавательным. Ваш ребенок обязательно вырастет здоровым, умным и подготовленным к взрослой жизни!

 

свернуть

РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ДЕЙСТВИЯМ ГРАЖДАН ЕСЛИ ПОТЕРЯЛИСЬ В ЛЕСУ

Что нужно сделать, чтобы не потеряться в лесу? В наши дни нередки случаи, когда человек, в результате сложившихся обстоятельств, попадает в условия автономного существования, благоприятный исход которого во многом зависит от его психофизиологических качеств, прочных знаний основ выживания и других факторов. Главная задача человека в автономной ситуации - выжить.
развернуть

Слово «выжить» всегда употреблялось в совершенно конкретном смысле - «остаться в живых,                         уцелеть,                          уберечься                          от                          гибели».

Под выживанием понимают активные, разумные действия, направленные на сохранение жизни, здоровья и работоспособности в условиях автономного существования.

  1. Перед выходом в лес предупредите родных, куда идете.
  2. Если едете в лес на машине, подумайте, хватит ли бензина, чтобы проехать туда и обратно.
  3. Не в сумке, а в кармане всегда имейте нож, спички в сухой коробочке и часы - они помогут и не паниковать, и ориентироваться, как по компасу.
  4. Одевайтесь ярко - в камуфляже вас могут не найти и с трех метров, предпочтительнее рыжие, красные, желтые, белые куртки, хорошо наклеить светоотражающие полоски или рисунки.
  5. Старайтесь не уходить далеко от знакомого маршрута, не «срезайте угол» по незнакомой местности, особенно по болоту.
  6. Если потерялся ваш родственник, сразу же вызывайте спасателей. Нередко самостоятельные поиски приводят только к затаптыванию следов, по которым можно было отыскать человека.
  7. Если вы пытаетесь, например, докричаться до потерявшегося, ждите его на одном месте достаточно долго. Иногда найденные люди рассказывают, что шли на сигнал, но, выйдя, обнаруживали, что машина только что уехала, не прождав их и пятнадцати минут. А ведь выбежать из леса быстро довольно затруднительно.
  8. Нельзя забывать и о том, что поход в лес - это сильные физические нагрузки, которые непривычны для городских жителей. Поэтому учитывайте, что в лесу может стать плохо. Если у вас есть еще какие-то хронические заболевания, то они могут обостряться, поэтому без необходимых медикаментов в лес идти нельзя. И, конечно, нужно иметь при себе хотя бы минимальный запас воды, чтобы в случае необходимости можно было запить лекарства.

Что делать, если заблудился в лесу?

Известно немало случаев, когда люди, отправившись в лес и не имея достаточного опыта и знаний местных условий, легко сбивались с дороги и, потеряв ориентировку, оказывались в бедственном положении.

Как же должен вести себя человек, заблудившийся в лесу? Потеряв ориентировку, он должен сразу же прекратить движение и попытаться восстановить ее с помощью компаса или пользуясь различными природными признаками. Если это трудно, то следует организовать временную стоянку на сухом месте, что нелегко сделать, особенно в моховых лесах, где землю сплошным ковром покрывает сфагнум, жадно впитывающий воду (500 частей воды на одну часть сухого вещества). Временным укрытием может служить навес, шалаш, землянка.

Находясь в лесу, трудно передвигаться среди завалов и буреломов, по густолесью, заросшему кустарником. Кажущаяся схожесть обстановки (деревьев, складок местности и т.п.) может полностью дезориентировать человека, и он будет двигаться по кругу, не подозревая о своей ошибке. Но, зная различные приметы, можно ориентироваться по сторонам света даже без компаса. Так, кора березы и сосны на северной стороне темнее, чем на южной, а стволы деревьев, камни гуще покрыты мхом и лишайниками. Смоляные капли на стволах хвойных деревьев выделяются с северной стороны менее обильно, чем с южной. Все эти признаки бывают отчетливо выражены у отдельно стоящего дерева на поляне или опушке.

Чтобы выдержать намеченное направление, обычно выбирают хорошо заметный ориентир через каждые 100-150 м. маршрута. Это особенно важно, если путь преградил завал или густой кустарник, которые вынуждают отклониться от прямого направления. Попытка идти напролом всегда чревата получением травмы.

Зимой можно передвигаться по руслам замерзших рек, соблюдая при этом необходимые меры предосторожности. Так, надо помнить, что течение обычно нарушает лед снизу, и он становится особенно тонким под сугробами у обрывистых берегов. В руслах рек с песчаными отмелями часто образуются натеки, которые, замерзая, превращаются в своеобразные плотины. Чаще всего они скрыты под глубоким снегом, и их трудно обнаружить. Поэтому все препятствия на речном льду лучше обходить, а в местах изгибов рек надо держаться подальше от обрывистого берега, где течение быстрее и лед тоньше.

Часто после замерзания реки уровень воды убывает настолько быстро, что под тонким льдом образуются "карманы", представляющие большую опасность. По льду, который кажется недостаточно прочным, а другого пути нет, передвигаются ползком. Весной лед наиболее тонок на участках, заросших осокой, и у затопленных кустов.

Наиболее коварные препятствия в лесу - это болота и трясины.

Характерной особенностью болотистой местности является ее слабая обжитость, отсутствие дорог, наличие труднопроходимых, а порой и совершенно непроходимых участков. Болота редко бывают одинаково проходимыми на всем протяжении и в разное время года. Их поверхность очень обманчива. Наиболее труднопроходимы топяные болота, отличительными признаками которых является белесоватость поверхностного слоя.

Небольшие заболоченные места легко обойти, наступая на кочки или корневища кустарников, или перейти вброд, предварительно ощупав шестом дно.

Убедившись в невозможности пройти или обойти опасные участки, можно набросать немного веток, положить крест-накрест несколько жердей или связать мат из камыша, травы, соломы и по этому подготовленному «мосту» перебраться на твердую почву.

Большую опасность для человека представляют озера, заросшие торфяно­растительным покровом. Они нередко имеют глубокие тенистые водоемы, сверху затянутые плавучими растениями и травой, причем эти «окна» внешне почти ничем не выделяются. Провалиться в них можно внезапно, если пренебречь мерами предосторожности. Поэтому, проходя через незнакомое болото, следует ступать не спеша, осторожно, не делая резких движений, всегда иметь с собой шест и прощупывать впереди почву.

Провалившись в болото, не нужно поддаваться панике, делать резкие движения. Необходимо осторожно, опираясь на лежащий поперек шест, принять горизонтальное положение, затем попытаться достать руками камыш, траву и, подтягиваясь, отползти от опасного места. Если по болоту передвигается несколько человек, надо держаться ближе друг к другу, чтобы иметь возможность в любую минуту оказать помощь товарищу.

Проверить толщину торфяного слоя, его плотность и твердость грунта можно с помощью деревянного или металлического штыря диаметром 20 мм с насечками через 10 см. Для преодоления обширных заболоченных пространств можно изготовить из подручных средств «болотоступы» и другие приспособления.

У выхода из ситуации есть строгие правила, которых следует придерживаться и о которых должен знать каждый.

Правило первое:

ОСТАНОВИСЬ!!!

Если дорогу до дому никак не найти, то самое разумное - остановиться. Если начнешь метаться взад-вперед, возникнет чувство, будто лес тебя проглатывает, и ты начнешь паниковать. К тому же от бестолковой беготни ты взмокнешь, а затем можешь и простудиться.

Потому-то и нужно остановиться на месте и успокоиться, попытаться удержать себя от паники. А лучший способ успокоиться - это обнять дерево. Выбери себе какую-нибудь березку в друзья, обнимая ее, ты успокоишься и энергию накопишь.

Еще один совет: сними верхнюю одежду, а затем снова надень ее. Это поможет тебе сосредоточиться на конкретной деятельности и успокоит нервы.

А теперь можно спокойно поразмыслить о дальнейших планах. Ни в коем случае не садись на землю или камень, ибо в лесу это главные похитители тепла. Лучше изготовь себе возвышение из мха и веток и только тогда садись.

Правило второе:

БУДЬ СЛЫШЕН И ВИДЕН

Чтобы подать о себе знак, повтори свои действия трижды. Например, дай три продолжительных свистка или окликни три раза. Через какое-то время сделай это еще раз и т. д.

Не кричи слишком громко и часто. Нет смысла тратить на это силы. А потом есть опасность, что от постоянного крика сам же и оглохнешь или сорвешь голос, так что не сможешь подать искателям звуковой сигнал даже тогда, когда они будут проходить близко от тебя. Подавать звуковые сигналы, кстати, можно и ударами палки о деревья, звук от них далеко расходится по лесу.

Ясно, что искатели сию минуту не появятся, поэтому сделай себя видимым. Прежде всего, найди открытое место, лучше на возвышении. Полезно соорудить на ближайшей же полянке три высоких (метра три) креста из сучьев. Если у тебя есть спички, можно разжечь три костра. Или пяткой проделать в земле три глубокие бороздки. Или сложить три каменные кучки вблизи тропы, поскольку искатели, как правило, идут по ней.

Одним словом, устанавливай такие знаки, каких в обычной природе не существует и которые могут быть видны с вертолета. Можно, к примеру, повесить на елку украшения из мусора (бутылки, банки, пакетики от чипсов и т.п.). Если же поблизости мусора нет, сооруди вокруг дерева ограду.

Правило третье:

СОХРАНЯЙ ТЕПЛО

Если ты сделал себя видимым, то разумно соорудить для себя шалаш-избушку, в качестве строительного материала сгодятся еловые ветки и мох. Для сохранения тепла можно разжечь костер, но прежде следует убедиться, что это не станет причиной пожара в лесу. Разжигая костер, не стоит ограничиваться лишь маленькими ветками: прогорят они быстро и не принесут ожидаемого результата. Лучше положить дерево побольше.

Неплохо, если ты знаком с лесными растениями, которые можно использовать как пищу. Например, ту же заячью капусту. Впрочем, и злоупотреблять ею тоже не стоит, поскольку это может нарушить пищеварение. Кстати, в пищу годятся и некоторые прослойки сосновой коры, и светло-зеленые кончики еловых веток.

Впрочем, как показывает практика, лес иногда способен так ошарашить, что из головы вылетают полученные всего минут пять назад знания. Поэтому еще раз: прежде всего, нужно успокоиться и обдумать план дальнейших действий. И чего тут мудрствовать - обними дерево.

свернуть

Правила безопасности при сборе грибов

Ядовитые грибы, как правило, растут поодиночке. Увидеть таковые в поле или на лугу практически невозможно. Чаще всего у основания их ножки есть мешковидное образование, а на верхней части шляпки просматриваются небольшие чешуйки. По запаху они сравнимы с редисом или картофелем. И еще одно важное уточнение: все ядовитые виды имеют пластинчатую структуру - под шляпкой пластинки веером расходятся до ножки.
развернуть

Иногда опасность для человека представляют и обычные грибы, которые были неправильно обработаны. К этому процессу также необходимо отнестись серьезно. Во-первых, данный продукт не терпит долгого хранения. Заняться им лучше сразу же после сбора. Если же такой возможности нет, положите грибы в холодильник, погреб, другое прохладное место или же залейте холодной подсоленной водой. Но помните, что у Вас есть всего 2-3 часа. Во-вторых, не солите и не маринуйте грибы в оцинкованной или алюминиевой посуде. Не следует закатывать грибы металлическими крышками, так как в герметично закупоренных банках хорошо развиваются возбудители ботулизма (тяжелое заболевание с большим процентом смертельных исходов), попадающие на плоды из почвы. Лучший вариант - закрыть емкость плотной бумагой и хранить в холоде. И еще, ни в коем случае не ешьте сырые грибы, это может обернуться нежелательными последствиями.

Осторожным нужно быть и при сборе грибов. Не стоит брать экземпляры, пусть даже съедобные, растущие вблизи промышленных предприятий, свалок, полей, обработанных химикатами, железнодорожных путей и автодорог. Не собирайте в корзинку первый урожай после продолжительных жарких дней и отсутствия осадков. Не рискуйте и с перезрелыми грибами, они тоже могут ухудшить ваше здоровье. Небезопасным может оказаться гриб, который Вы нашли рядом с бледной поганкой, особенно старой. Все дело здесь в спорах, которые могут попасть на обычный гриб и после употребления его в пищу привести к отравлению.

Отравление грибами - случай достаточно серьезный. И если говорить о смертельно ядовитых видах, то возможен даже летальный исход. Острая боль в животе, рвота, общая слабость, понос, потеря сознания - все это характерные признаки вредного воздействия ядовитых веществ, которые проявляются буквально через 30 минут, иногда спустя 2­3 часа. И главное здесь, вовремя оказать первую помощь. Незамедлительно промойте желудок - пейте много теплой воды со слабым раствором марганцовки. Затем вызовите рвоту (надавите двумя пальцами на корень языка), повторите процедуру 2-3 раза. Выпейте несколько таблеток активированного угля. С помощью слабительного очистите кишечник. Если заметных улучшений не наблюдается, вызывайте скорую.

Однако, такой результат сбора грибов - вариант совсем неподходящий. Чтобы Ваша «тихая охота» приносила только удовольствие и сытный обед, будьте внимательны и никогда не кладите в корзинку малоизвестный гриб! Ведь им одним все равно не наесться, зато вполне хватит для того, чтобы отравиться.

ПАМЯТКА

Бледная поганка - гриб белого цвета. При растирании издает запах сырого картофеля. У основания расположено утолщение (мешочек). Внешне напоминает шампиньон, сыроежку, рядовку. Пластинки на шляпке белые, иногда зеленоватые или желтоватые. Поганка - лидер по случаям смертельных отравлений. В первую очередь она поражает клетки печени. Здоровому крепкому человеку достаточно трети шляпки, вероятность летального исхода составляет 80%. Съевшего более 20 гр., спасти практически невозможно.

Ложный серый опенок - растет большими группами все лето и осень на пнях или корнях различных деревьев. Шляпка плоская серо-желтого или коричневого цвета с фиолетовым оттенком. На ножке нет характерного для ядовитых грибов пластинчатого кольца. Яд поражает органы пищеварения.

Сатанинский гриб - пластинчатый гриб с подушкообразной шляпкой бело-серого или светлокоричневого цвета. Ножка толстая с основанием, покрытым красноватой сетчаткой. На месте излома белая мякоть синеет. Внешне похож на белый гриб (боровик).

Волоконница земляная - небольшой гриб со шляпкой белого, лилового или фиолетового цвета. Ножка без утолщений. В волоконнице содержание ядовитого мускарина, поражающего нервную систему, подходит к максимальной отметке, чем не может похвастаться даже бледная поганка.

 

свернуть

Ребенок один дома. Оставить - не оставить...

Рано или поздно перед родителями встает вопрос: оставлять ли ребенка дома одного? Бабушки вспоминают, что в свое время детей оставляли дома на целый день — и ничего. Многие даже не сомневаются, что и годовалого малыша можно оставить одного дома...
развернуть

Но следует понимать, что каждый ребенок уникален и взрослеет по-своему: у каждого свой темперамент, многое зависит и от родителей. Не следует подстраиваться под чужое мнение. Каждый родитель сам должен чувствовать, когда придет время, и ребенок будет готов оставаться дома один. Не обращайте внимания, если соседке или свекрови кажется неправильным, что вы везде и всегда берете ребенка с собой. Психологи уверяют, что детей до семи лет одних дома оставлять нельзя. А в некоторых странах, например в США, существует закон, который запрещает оставлять без присмотра детей в возрасте до 12 лет. А беспечным родителям грозят серьезные неприятности. В нашей стране родители также могут быть наказаны за оставление детей без присмотра в соответствии со ст.159 УК РБ, но только лишь в том случае, если в результате этого пострадал ребенок.

Как обезопасить своих детей от несчастного случая, и стоит ли оставлять ребенка одного дома? На этот вопрос мы и попробуем ответить.

Все дети, по своей натуре, любопытны и, каждый день открывают для себя что- то новое. Увидев, как кто-то из родителей поджигает спичку, они хотят попробовать сделать то же самое. Хорошо, если рядом в этот момент окажутся взрослые. А если дети предоставлены сами себе? Познавая новое, и даже не догадываясь о последствиях, они могут поджечь мебель, ковер или занавески на окнах. А дальше остается надеяться только бдительность соседей и на спасателей.

К сожалению, несмотря на совместные усилия МЧС и других ведомств и организаций, в Беларуси ежегодно на пожарах гибнут десятки детей.

Если задуматься о первопричинах подобных происшествий, становится понятно, что многих трагедий, одна из которых произошла 22 мая в деревне Великая Кракотка Слонимского района, удалось бы избежать.

В то роковое утро 7-летняя Наташа, 5-летняя Танюша и 3-летний Вадим остались одни дома. Отец ушел на работу, а мать, покормив малышей и закрыв дверь снаружи на замок, отлучилась в город по делам. Проходящая мимо дома женщина, увидела клубы дыма, пробивающиеся из-под кровли, и сразу вызвала на помощь спасателей и соседей. Узнав о беде, дедушка малышей, проживающий поблизости, бросился в задымленное здание и на руках вынес троих малышей. Казалось, они просто спят. Огонь не успел коснуться их маленьких хрупких тел, малыши задохнулись в дыму. Спасатели и медики проводили реанимационные действия, но, к сожалению, вернуть ребятишек к жизни не удалось. Работники МЧС, проводившие дознание, установили, что проводка и электроприборы в доме были исправны. Причиной загорания послужила детская шалость с огнем...

К сожалению, случай в Слонимском районе не единичен. Печальная статистика обновляется регулярно.

Конечно, родители не могут постоянно находиться с детьми и контролировать каждое их движение, поэтому необходимо научить их элементарным правилам безопасности. Проще всего проанализировать, какие неприятности могут произойти. Дом - это не просто стены и крыша. Дом состоит из приборов, механизмов, каждый из которых может стать причиной несчастного случая. Нарисуйте вместе с ребенком схему квартиры, отмечая ярким цветом «опасные» зоны. Опишите каждую зону, объясните, почему именно в этой зоне нужно быть особенно внимательным. И если вы сможете научить ребенка правильно пользоваться электрическими приборами, то несчастный случай будет практически исключен. А к газовой плите детям не нужно даже подходить.

Для того чтобы беда не пришла в ваш дом, сформулируем основные правила, которые должен знать каждый родитель.

Следует объяснить вашему ребенку:

  • простые физические законы (поджечь - загорится, не закрыть кран - зальет, сунуть металлический предмет в розетку - ударит током);
  • правила поведения в экстремальных и экстренных ситуациях (при обнаружении дыма - открыть окно и позвонить пожарным; залить огонь водой или закрыть одеялом);
  • как пользоваться мобильным и обычным телефоном, вызывая маму, папу, другого родственника или доверенного взрослого;
  • что надо обращаться за помощью к соседям, в службу МЧС по телефону 101;

Что необходимо делать ребенку, если он почувствовал запах газа:

  • Немедленно сообщить об этом взрослым. Звонить по телефону надо от соседей, так как и в телефонном аппарате может проскочить малейшая искра.
  • Открыть окна, чтобы помещение проветрилось.
  • Не зажигать огонь и не трогать электроприборы, в том числе выключатели света.
  • Срочно покинуть помещение, обратившись за помощью к соседям, если рядом нет взрослых.

Электричество

В каждом современном доме большое количество электроприборов, проводов, розеток. Необходимо объяснить ребенку, что электричество не любит контакта с человеком, а также с металлическими предметами и водой. Главное правило для взрослых: не оставляйте электроприборы включенными, особенно если ребенок остается один дома. Простая привычка выключать приборы из розеток поможет избежать неприятностей.

С чем нельзя играть:

  • Спички и зажигалки.
  • Розетки, электроприборы (утюг, чайник).
  • Газовая плита.
  • Бензин и другие жидкости, которые легко воспламеняются.

Итак, подведем итог. Для того, чтобы быть спокойным за свое чадо, желательно не оставлять его без присмотра. Ведь даже соблюдение всех необходимых правил безопасности не способно застраховать от несчастного случая. Если уж взять ребенка с собой не представляется возможным, а оставить его не с кем, то предварительно следует предусмотреть все неблагоприятные сценарии. В первую очередь необходимо спрятать спички и другие зажигательные предметы в надежное место, выключить все электроприборы, ну и, конечно же, поговорить с малышом и рассказать ему о правилах поведения, когда рядом нет взрослых. Ведь зачастую чиркнуть спичкой о коробок под силу даже самому маленькому ребенку, а вот сообразить, что от разгорающегося огонька нужно убегать и звать на помощь взрослых, он не в состоянии.

Сознание того, что ваш ребенок знает о правилах поведения в экстремальных ситуациях, позволит вам чувствовать себя намного спокойнее. Ведь только знание элементарных требований безопасности и уверенность в том, что ваши дети эти требования выполняют, позволит ответить на главный вопрос - «Оставить - не оставить...?»

свернуть

ЕСЛИ ТЫ ОСТАЛСЯ ДОМА ОДИН…

      …не открывай посторонним людям дверь, даже соседям. Если человек за дверью представился знакомым твоих родителей, или работником милиции, почты, попроси его  зайти позже, назвав время прихода родителей. Если незнакомец говорит, что пришла срочная телеграмма, попроси зачитать текст, но не открывай дверь.

      Если тебе говорят, что ты заливаешь соседей снизу, скажи, что сейчас к ним придут, а сам проверь, нет ли воды на полу в ванной, туалете и кухне, позвони родителям или родственникам, живущим поблизости.

      Выучи телефон родителей, по которому ты сможешь с ними связаться в случае необходимости; если их не оказалось на рабочем месте, попроси, чтобы их разыскали и передали твою просьбу срочно позвонить домой.

      Если кто-то за дверью просит тебя открыть или спрашивает, один ли ты дома, ответь, что ты не один, а папа спит, и попроси, чтобы пришедший зашёл позже.

      Если посторонний просит тебя открыть дверь, потому что ему нужно срочно позвонить или попить, узнай телефон и позвони сам, но дверь не открывай, объясни, где есть ближайший телефон или магазин.

      Если кто-то стучит в окно, громко зови кого-нибудь из родителей, делая вид, что ты не один.

      Если посторонний пытается взломать дверь квартиры, позвони в милицию по телефону 102, родителям; а если нет телефона или он не работает, выйди на балкон или открой окно и громко кричи «Пожар!».

      Если в доме случился пожар, звони по номеру 101, если в квартиру ломятся посторонние, набери номер 102, если с кем-то из близких случилось несчастье или ты сам получил сильную травму, звони по номеру 103, если почувствовал запах газа, вызывай службу 104. Затем позвони обязательно родителям или родственникам, живущим поблизости.

       Не делай ложных вызовов, ведь за твои шалости будут отвечать родители.

      Когда взрослые члены семьи придут домой, обязательно расскажи им о людях, которые приходили в их отсутствие.

      Не играй со спичками или зажигалками, не зажигай бенгальские огни и петарды в отсутствие родителей.

      Если ты ждёшь кого-то, то прежде чем открыть дверь на звонок, спроси, кто там, но не открывай дверь на ответ «я», попроси человека назваться.

       Если ты выходишь за почтой или выносишь мусор, не забывай – прежде чем выйти из квартиры, посмотри в глазок и, если на площадке посторонние, отложи свой поход.

       Если ты вышел из квартиры даже на пять минут, закрой дверь на ключ, даже если будешь рядом.

       Если ты ждёшь лифт, встань так, чтобы можно было видеть входящего в подъезд.

       Не заходи в кабину лифта вместе с неизвестным, даже если этот человек не кажется тебе подозрительным.

       Если незнакомец говорит по телефону непристойные вещи, положи трубку, но не вступай в диалог.

       Если неизвестный говорит, что он друг твоих родителей и просит тебя назвать адрес, попроси позвонить позже или дай рабочий телефон родителей, но не называй свой адрес, даже если тебе показалось, что ты узнал голос говорящего.

       Если ты пришёл домой, а дверь в квартире оказалась открытой, не заходи, беги к соседям и от них позвони домой, и если трубку не снимают, вызывай милицию.

       Если около квартиры стоит посторонний, не подходи к нему, позвони в дверь к соседям, а когда они откроют, попроси их о помощи.

       Если ты вошёл в квартиру, а на пороге лежат чужие сумки или собранные вещи, тут же выйди и позвони от соседей домой, и если тебе не ответят, то звони в милицию.

        Если кто-то просит показать тебя украшения твоих родителей, скажи, что не знаешь, где они лежат.

свернуть

Научите детей вызывать аварийные службы!

 

 Учеными доказано, что ребенок начинает разбираться в цифрах гораздо раньше, чем в буквах, следовательно, вы должны рассказать ребенку, куда ему обратиться в случае опасности. Для этого можно написать на бумаге три основных телефона: службы спасения, скорой помощи и милиции, и чтобы вашему ребенку было легче разобраться, куда звонить в случае пожара, рядом с номером нарисуйте горящую спичку, рядом с телефоном скорой помощи - красный крест, напротив телефона милиции – патрульную машину или светофор.  При этом не забудьте объяснить, что ложный вызов делать нельзя, во-первых, потому что у вас будут большие неприятности, а во-вторых, в другой раз, когда действительно нужна будет помощь, ему не поверят (это можно сделать на примере сказки о пастушке, который несколько раз поднимал ложную тревогу, а когда на стадо напали волки, никто ему не поверил, и волки перегрызли все стадо).

Кроме трех основных, ребенок должен знать рабочие телефоны родителей, телефоны ваших соседей, чтобы в случае опасности он мог связаться с вами или вашими друзьями. Обязательно выучите с ребенком, как его зовут (имя, фамилия), как зовут родителей (имя, отчество), где он живет (полный адрес). Эти знания ему пригодятся, если он окажется в беде (потерялся или дома случился пожар, или кто-то настойчиво стучит в дверь). В тоже время объясните ребенку, что этими знаниями он должен воспользоваться в перечисленных ситуациях, но ни в коем случае не рассказывать случайным людям, которые заговорили с ним во время прогулки или в транспорте.

   И в очередной раз хотим напомнить, телефон дежурной службы МЧС- 101.

 

свернуть

Умейте правильно действовать при возникновении пожара в квартире!

Если Вы обнаружили очаг возгорания – немедленно позвоните по телефону 101, сообщите причину вызова, свой адрес, телефон, фамилию, подскажите, как быстрее доехать к дому. Немедленно отключите свет и газ. Если очаг небольшой, его можно потушить самостоятельно. Но если огонь уже разгорелся – лучше срочно эвакуироваться. При этом ни в коем случае не открывайте окна и не закрывайте дверь на замок.

Уходя, закройте дверь в помещение, где начался пожар, чтобы предотвратить распространение огня. Сообщите соседям по этажу, не создавая паники, помогите выйти в безопасное место престарелым, инвалидам и детям.

Проходя по задымленным участкам, старайтесь преодолеть их, задерживая дыхание, закрыв рот и нос влажным материалом и прикрывая глаза. Не входите туда, где большая концентрация дыма.

Организуйте встречу подразделений МЧС, укажите очаг пожара и сообщите о наличии людей в горящей квартире. 

 Если эвакуироваться по лестничным маршам невозможно, используйте балконную пожарную лестницу. Если её нет – выйдите на балкон, плотно закройте за собой дверь и криками или любым другим способом привлекайте внимание прохожих и пожарных. 

Не предпринимайте попыток спрыгнуть с балкона. Даже прыгая с небольшой высоты, вы рискуете получить серьезные травмы или погибнуть.           

         Если выбраться наружу невозможно, - останьтесь в квартире. Закрытая и хорошо уплотненная дверь надолго защитит Вас от высокой температуры. Закройте щели, вентиляционные отверстия, через которые может проникнуть дым, мокрым материалом. Чтобы не отравиться продуктами горения закройте органы дыхания смоченными полотенцами. Ложитесь на пол: там всегда есть свежий воздух. Если есть возможность, поливайте дверь изнутри водой.

    Ни в коем случае не открывайте двери и окна во избежание притока воздуха к очагу пожара.

                 

 

свернуть

Электроприборы

Пользуйтесь исправными электроприборами
развернуть

Каждый год в пожарах гибнут тысячи людей, многие десятки тысяч получают увечья, огромное количество людей остается без крова.

       Учат газеты и телевидение, радио. В школах проводят специальные занятия (тренинги), на предприятиях организовывают уголки пожарной безопасности. Но несмотря на это, как в старой поговорке: “пока гром не грянет…” люди не задумываются о страшных последствиях к которым может привести неосторожное обращение с огнем. Самонадееность людей и небрежное обращение с электроприборами не редко является причиной пожара.

         Так за 3 месяца 2021 года в городе Полоцке и Полоцком районе произошло 22 пожара, 7 из них по причине неисправной электропроводки или неосторожного обращения с электроприборами. 

          Зачастую оставляя телевизоры, электрочайники, нагревательные приборы включенными в сеть, бес присмотра, мы не задумываемся о том, что электроприбор в результате длительного времени работы нагревается, происходит замыкание и воспламенение горючего материала.

        

 

свернуть

Не оставляйте детей одних

В целях предупреждения возникновения пожаров, чрезвычайных
ситуаций и гибели людей от внешних факторов,  рекомендуем к просмотру видеофильм «НЕ
ОСТАВЛЯЙТЕ ДЕТЕЙ ОДНИХ» https://www.youtube.com/watch?v=AUnzeJwJHsM.
свернуть

Берегите детей

 

С древних времен огонь служит человеку. Разум людей сделал его повседневным источником благ человеческих. Приятно после трудового дня в своей уютной квартире почитать свежие газеты, посмотреть телевизор, полюбоваться беззаботной игрой своих детишек. Но вышедший из-под власти человека огонь способен мгновенно уничтожить результаты труда тысяч людей, принести много бед и даже человеческих жертв. Около 20% от всех пожаров случается по причине шалости детей с огнем.
Чтобы избежать пожара, уважаемые родители, Вам нужно помнить и выполнять следующие правила:
1. постоянно объяснять Вашим малолетним детям к чему может привести игра с огнем;
2. следить за тем, чтобы у Ваших детей спички не стали любимыми игрушками;
3. не разрешать Вашим детям розжиг печей, газовых плит, включение телевизоров и других электроприборов;
4. не поручайте малолетним детям присматривать за газовой плитой, печкой, кострами и т.д.;
5. посылая в магазин ребенка, не поручать покупать ему спички и сигареты;
6. уходя из дома, не закрывайте на замок Ваших детей;
7. подробно объясните Вашему ребенку порядок его действий при пожаре или загорании (нельзя прятаться от огня, потому что в основном гибнут дети от едкого дыма; позвонить по телефону -101; сообщить родителям или взрослым о загорании, покинуть помещение, предварительно захватив с собой сестренку или братишку);
8. разъясните Вашим детям, к чему может привести разведение костров в лесу, на лугу или на торфяниках.
Уважаемые родители!
Убедительно просим Вас строго соблюдать правила пожарной
безопасности, так как дети во всем берут пример именно с Вас!

свернуть

Поговорите с детьми

Поговорите с детьми!

Спасатели призывают – обязательно поговорите со своими детьми! Убедитесь, что ваш ребенок знает домашний адрес и номер телефона. Закрепите лист бумаги со всеми необходимыми номерами возле домашнего телефона. Расскажите ребенку, при каких обстоятельствах ими можно воспользоваться. Если у него есть мобильный – скажите в каких случаях звонить 101 или 112.

Объясните, что в случае пожара необходимо выбегать на улицу и звать на помощь, ни в коем случае нельзя прятаться.

Если есть возможность, поручите старшим детям присматривать за младшими.

Ни под каким предлогом не оставляйте без присмотра маленьких детей!

Если дети играют на улице – объясните им, чем опасны стройплощадки, котлованы и канализационные колодцы. Не допускайте, чтобы дети играли рядом с ними.

Дайте ребенку какое-нибудь задание, поручение, одним словом, займите его, чтобы в ваше отсутствие он был занят полезным и интересным делом.

Отправляя детей в деревню или на дачу, еще раз напомните им об основных правилах безопасности. Ведь игры со спичками на чердаках, сеновалах, в сараях, поджигание сухой травы – достаточно частое «развлечение» детей дошкольного и младшего школьного возраста.

Ни в коем случае не отпускайте ребенка купаться одного, всегда контролируйте ситуацию. Не позволяйте купаться больше 10 минут, нырять в незнакомых местах, объясните, что нельзя баловаться на воде: хвастаться своим умением плавать или изображать утопающего.

Если недалеко находится лес, покажите и расскажите ребенку какие растения и ягоды нельзя трогать и тем более их кушать. Не отпускайте детей одних в лес, объясните, что они могут легко потеряться.

Занимаясь хозяйственными делами, не забывайте, что ребенок не должен быть предоставлен сам себе – вы должны знать, где он и с кем играет. Если речь идет о маленьких детях, здесь совет один – не оставляйте их без присмотра даже на несколько минут.

Невозможно предусмотреть все ситуации и дать советы на все случаи жизни. Но научить ребенка быть осторожным можно и нужно. Помните! Ребенок берёт пример с Вас! Пусть Ваш пример соблюдения правил безопасности научит и его.

 

свернуть