Советы учителя-дефектолога

Довольно часто родители отдают ребенка в дошкольное учреждение потому, что «детей там учат». В общем, это верно, но ведь малышам так хорошо дома! И для него, для мамы так важно играть вместе! Для малыша игра с мамой – самый радостный и комфортный способ познать мир.

Первый и главный вопрос – чему учить? Без потерь передать ребенку важнейшие знания о мире удастся, только разложив их по полочкам. Приучите ребенка (и себя) к тому, чтобы занятия с ним были ежедневными, хотя бы по 10-15 минут. Некоторые упражнения можно выполнять по дороге в магазин или в транспорте, можно задавать ребенку вопросы и задания при ежедневной работе по дому, т.е. в повседневной жизни.

Прежде всего, займитесь изучением предметов и их качеств. Для удобства общения допустимы тематические уроки – «одежда», «посуда», «мебель» и т.д., а также учебные игры – «Мишка одевается», «Я мою посуду» и т.д. эти простые примеры приведут к сути: малыш начинает свободно ориентироваться в формах, цветах, сходствах и различиях, научится характеризовать предмет и его действие, сравнивать несколько предметов. Быстро будет расширяться словарный запас.

Один из основных разделов домашнего обучения – развитие речи. Дети болтают без умолку, еще когда им это по возрасту не положено, к всеобщему удивлению окружающих. Совсем другую реакцию, однако, вызывает старший ребенок, говорящий, к примеру, о жевательной резинке: «Пожеваю и покладу на стол».
Чтобы подобного не случилось, объясните малышу, как правильно произносить звуки и слова, строить словосочетания и предложения. Не забудьте и о частях речи. Кстати, ученые подсчитали, что имен прилагательных в речи ребенка гораздо меньше, чем существительных и глаголов. Восполнить этот пробел помогут описания («Какая собачка?», «Какой автобус?»). Ваша цель – «приохотить» ученика говорить много и правильно.
Прогулки на даче и в огороде тоже можно использовать для игр и бесед с ребенком. В лесу или в парке старайтесь максимально точно называть цвета листьев, пней, веток. Найдите на поляне три цветка (травинки, шишки). Попробуйте описать один из них, а ребенок пусть догадается, о каком именно идет речь. Потом поменяйтесь ролями.
Попросите ребенка определить характер деревьев. Начните рассказывать сами – пусть малыш заметит, что они не похожи друг на друга. Одно – величавое, другое – веселое, третье – грустное.
Предложите ребенку найти два совершенно одинаковых листка (цветка, камешка). Если он справится, рассмотрите их внимательно. Пусть ребенок убедится в том, что, как бы ни были похожи предметы, в каждом есть неповторимое отличие.
Можно сыграть с ребенком в игру «Что, на что похоже и почему?». Гуляя по лесу, задавайте ему такие вопросы: «Лист на что похож? Чем? На что похожи пень, ветка?». Отвечайте сами, но слушайте внимательно и ребенка. Из таких игр рождается еще одно увлекательное занятие: придумывание и отгадывание загадок.

Следующий вид упражнений – скороговорки. Важно, чтобы дети поняли, что важно говорить, не только быстро, но и чисто, ясно для окружающих.

Предложите ребенку произнести одну и ту же фразу с разными интонациями.
Подобные задания помогут малышу развить речь, воображение, избавиться от скованности.

Для развития речи ребенка и формирования интереса к чтению необходимо помнить, что нужно использовать каждую возможность общения с ним: разговаривать о его и своих делах, о том, что он увидел или услышал, о прочитанном, отвечать на вопросы. Обязательно следует регулярно читать ребенку детские стихи, сказки, загадки, рассказы. У него под рукой должно быть достаточно материалов для чтения и рассматривания картинок. Сами родители должны подавать примеры регулярного чтения книг, газет.
Почаще играйте с ребенком в игры. Не навязывайте ему ту или иную игру, предложите – а он пускай выберет сам.
Разрешите ребенку свободно пользоваться карандашами, фломастерами, бумагой.
Поощряйте игры с другими детьми. По возможности чаще водите ребенка в интересные для него места: лес, музей, театр, цирк.
Маленькие дети могут и хотят учиться – это неоспоримый факт. В них спокойно сосуществует наивность и мудрость, талант и невежество. Детей необходимо обучать дома потому, что знания, полученные с первых лет жизни, никогда не исчезнут из памяти.

Что такое мнемотехника?

"Если ребенок молчит, покажите ему картинку, и он заговорит". Ушинский К.Д.

 

Мнемотехника в переводе с греческого — искусство запоминания, технология развития памяти. Это система методов и приёмов, обеспечивающая успешное и эффективное запоминание информации. Идея: на каждое слово или словосочетание придумывается картинка и весь текст зарисовывается схематично. Любой рассказ, сказку, пословицу, стихотворение можно «записать», используя картинки или символьные знаки. Глядя на эти схемы, ребенок воспроизводит полученную информацию.

Схемы служат зрительным планом, помогающим ребёнку воссоздать услышанное.

Педагоги и родители, занимающиеся с детьми, также могут использовать метод мнемотехники, при обучении пересказу и составлению рассказов, при загадывании загадок, при заучивании пословиц, поговорок и стихотворений наизусть.

К.Д.Ушинский писал: ―Учите ребёнка каким-нибудь неизвестным ему пяти словам – он будет долго и напрасно мучиться, но свяжите двадцать таких слов с картинками, и он их усвоит на лету.

Метод мнемотаблиц помогает эффективно воспринимать и воспроизводить полученную информацию.

Как показала практика, эта методика значительно облегчает детям поиск и запоминание слов, предложений и текстов.

Мнемотаблицы:

  • являются дидактическим материалом по развитию речи;
  • их можно использовать для пополнения словарного запаса и развития речи;
  • использовать при обучении пересказу и составлению рассказов, заучивании наизусть;

С помощью мнемотаблиц можно решить такие задачи как:

  1. Развитие речи и пополнение словарного запаса.
  2. Преобразование образов в символы.
  3. Развитие памяти, внимания и образного мышления.
  4. Развитие мелкой моторики.

Методика мнемотехники — несложный прием для развития речи, облегчающая запоминание и реализующаяся через использование мнемотаблиц и графических рисунков. Мнемотаблица – это схема, в которую заложена определенная информация. Работа с такими таблицами строится по принципу «от простого к сложному».

Мнемотаблицы очень просто изготовить самим для занятий с детьми на любую тему.

Очень удобно пользоваться методом мнемотаблиц при составлении описательных рассказов.

Можно составить план пересказа текста.

А как же сформировать речь ребенка и помочь ему почувствовать ритм речи, наполнить его речь красивыми и правильными словами, научить составлять словосочетания и предложения? Используйте мнемотехнику.

Схемы и символьные таблицы – это помощники, которые помогают воспринимать слуховую информацию, перерабатывать зрительную информацию и, не боясь ошибиться, воспроизводить еѐ.

Что дает мнемотехника?

В результате использования таблиц-схем и мнемотаблиц:

  • Расширяется не только словарный запас, но и знания об окружающем мире.
  • Появляется желание пересказывать — ребенок понимает, что это совсем не трудно.
  • Заучивание стихов превращается в игру, которая очень нравится детям.
  • Это является одним из эффективных способов развития речи дошкольников.

Необходимо помнить, что уровень речевого развития определяется словарным запасом ребёнка. И всего несколько шагов, сделанных в этом направлении, помогут вам в развитии речи дошкольника.

 Мнемотаблица к сказке «Три поросёнка»

«Курочка  Ряба»

 

 

свернуть

Психолого-педагогическое обследование

01.09.2021

Уважаемые родители!

 

 

Занятия учителя-дефектолога с детьми старшего дошкольного возраста начнутся с 16 сентября 2021 г. В период с 1 по 15 сентября будет проходить психолого-педагогическое обследование детей.

Содержание обследования включает два раздела:

—      изучение анамнестических сведений, педагогической, психологической, медицинской документации;

—      обследование самого ребёнка.

Данные заносятся в речевую карту, которая заполняется на каждого ребёнка.

Прежде всего в речевую карту заносятся анкетные данные:

  1. Фамилия, имя ребёнка.
  2. Возраст.
  3. Посещает или посещал ребёнок дошкольное учреждение.
  4. Профессия и место работы родителей.

Далее изучаются анамнестические данные (по истории развития ребёнка, путем бесед с родителями). Данные о нервно-психическом, соматическом и психомоторном развитии выписываются из медицинской карты или протокола медико-педагогической комиссии. В ходе беседы с родителями важно получить следующие сведения:

—      наследственность (данные о речевых нарушениях у родителей, родственников, о наличии у них нервно-психических и соматических заболеваний до рождения ребенка);

—      протекание беременности и родов у матери (от какой по счету беременности родился ребенок, как протекала беременность, особенно в первые три месяца, болезни матери во время беременности, проводилась ли лекарственная терапия, рентгеновское обследование, было ли радиоактивное облучение; время наступления родов, их длительность, применялись ли пособия при родах — наложение щипцов, использование вакуум-экстрактора, закричал ли ребёнок или родился в асфиксии, ее длительность);

—      раннее общее развитие ребенка (вес и рост при рождении, брал ли грудь, как вскармливался, когда начал держать голову, сидеть, стоять, ходить, какие заболевания перенес);

—      раннее речевое развитие (когда появилось гуление, лепет, первые слова, фразовая речь). Речевая активность, характер использования жестов, понимание речи окружающих;

—      психические особенности ребёнка (как ориентируется в окружающей среде, отношение ребенка к своему дефекту — речи и внешнему облику — особенно при ринолалии и дизартрии);

—      отношение к ребёнку в семье, детском саду, характер общего и речевого воспитания (слишком строгое обращение, угрозы, физические наказания, гиперопека, несогласованность, противоречивость, непоследовательность в воспитании; культивирование несовершенств детской речи, отсутствие контроля за формированием правильной речи, перегрузка речевой информацией).

— занимался ли с учителем-дефектологом (где, когда, в течение какого времени), были ли положительные результаты.

После уточнения сведений о развитии ребёнка, истории возникновения и особенностей протекания речевого нарушения проводится непосредственное обследование самого ребёнка.

 

Примерная схема обследования ребёнка:

  1. Анкетные данные.
  2. Анамнез.
  3. Строение артикуляционного аппарата. Наличие и характер аномалий в анатомическом строении губ, зубов, прикуса, челюс­ти, неба, языка.
  4. Моторика артикуляционного аппарата. Обследование воз­можности выполнения губами, языком, челюстями основных движений, характерных для них при произношении звуков:
  5. Звукопроизношение.
  6. Слуховая функция:
  • состояние физического слуха
  • состояние фонематического слуха, анализа и синтеза (раз­личение всех коррелирующих фонем из групп свистящих и шипящих, звонких и глухих, сонорных, мягких и твердых звуков; выделение звука на фоне слова, определение места звука в слове, последовательность и количество звуков в слове, способ­ность придумать слово на заданный звук).
  1. Общая моторика и мелкая моторика рук.
  2. Дыхательная и голосовая функция. Просодическая сторона речи.
  3. Словарный запас и грамматический строй речи.
  4. Психическое состояние (внимание, память, мышление и т.д.) и эмоционально-волевой сферы.

 

Обращаем Ваше внимание на то, что на основании заключения ЦКРО и Р  (выдано в мае 2021) и проведенного обследования в сентябре 2021 будет составлен план работы с каждым ребёнком  ИНДИВИДУАЛЬНО (в зависимости от структуры речевого дефекта).

 

 

Спасибо за внимание.

свернуть

Занятия с учителем -дефектологом

31.08.2022

 

Уважаемые родители!!!

 

Коррекционные занятия с учителем-дефектологом (старшая группа) начнутся с 16 сентября 2022 года.

Примерное количество занятий с Вашим ребёнком – 2-4 занятия в неделю (2 индивидуальных и 1(или 2) подгрупповых), в зависимости от структуры речевого дефекта. (Учитель-дефектолог сам забирает ребёнка к себе в кабинет на занятие и возвращает его обратно в группу.)

Расписание занятий  с Вашим ребёнком будет составлено до 16 сентября. Убедительная просьба, не пропускать дошкольное учреждение (без причины) в дни занятий!!! Это необходимо для достижения положительного результата работы.

Примерное содержание индивидуального занятия:

- Артикуляционная гимнастика для языка, упражнения на дыхание

- постановка (автоматизация/дифференциация) нарушенных звуков

- упражнения на лексику, грамматику, звуковой анализ, связную речь

- упражнения на развитие основных психических процессов, мелкой моторики.

Также, обращаем Ваше внимание на то, что для улучшения коррекционно-развивающего процесса, для систематизации и закрепления пройденного материала за неделю,  по пятницам (в детском шкафчике) Вам будет передана тетрадь с домашним заданием для Вашего ребёнка индивидуально. К следующей пятнице тетрадь возвращается Вами опять в шкафчик (и так каждую неделю). Все задания выполняются устно (за исключением графических), ответы детей записывать не надо.

Коррекционные занятия во время каникул в детском саду не проводятся.

В конце учебного года (май 2023 г) все обучающиеся будут обследованы специалистами ЦКРО и Р ( на базе нашего дошкольного учреждения) , которые определят дальнейший маршрут развития Вашего ребёнка (выпуск из ПКПП с нормой или продление коррекционных занятий с учителем-дефектологом в школе).

 

По всем интересующим Вас вопросам – обращаться к учителю-дефектологу или администрации УО.  

Спасибо за внимание.

свернуть

«Летом играем и речь развиваем!»

Обогащение пассивного и активного словаря ребёнка и развитие у него грамматически правильной фразовой и связной речи – это задача, которую педагоги и родители должны решать ежедневно. Не упускайте малейшего повода что-то обсудить с детьми. Именно обсудить. Одностороннее «говорение», без диалога - малополезно. Неважно, кто при этом молчит: ребёнок или взрослый. В первом случае у детей не развивается активная речь, во втором – пассивная (умение слушать, слышать, понимать речь; своевременно и правильно выполнять речевую инструкцию; вступать в партнёрские отношения; сопереживать услышанное).
развернуть

           Важно проводить разнообразные наблюдения за погодой, сезонными изменениями в природе, растениями, птицами, животными, людьми, транспортом. Всё это обязательно нужно комментировать, обсуждать, оформлять в форме беседы. Новые, незнакомые ребёнку слова следует объяснить, повторить несколько раз, научить ребёнка понятно выговаривать их. 

             Для развития слухового внимания полезно вслушиваться в звуки окружающего нас мира. Это шум ветра, дождя, грома, града, шагов, шелест листьев деревьев, гудение машин, голоса птиц и людей.

            Подвижные игры с предметами (с массажным мячом, скакалками, обручем, другим сезонным спортинвентарём) соревнования, эстафеты будут способствовать развитию двигательной сферы ребёнка, а именно объёма, силы, переключаемости движений, хорошей координации и моторной реакции.    

           В деятельности речевой материал усваивается значительно быстрее и естественнее. Летом перед вами открывается простор для словарной и грамматической работы по темам «Лето», «Растения», «Цветы», «Деревья», «Насекомые», «Ягоды», «Летние работы в саду» и др.

          Наблюдения, впечатления, речевые навыки, полученные летом необычайно ценны и наглядны. Они остаются в памяти ребёнка на всю жизнь. Только здесь ребёнок в естественных условиях усвоит значение глаголов «вскопать», «подрыхлить», «прополоть», «удобрить» и многих других.

           Даже если названия цветов, кустарников, овощей сложные для ребёнка, всё равно, чаще называйте их вслух. На первых порах они пополнят пассивный словарь ребёнка, он будет их знать. Постепенно эти слова перейдут и в активное употребление и существенно обогатят словарный запас ребёнка.

          Обязательно играйте! Практически на любом наглядном  материале окружающем нас могут быть проведены такие речевые игры как:

- «Четвёртый лишний»;

- «Чего не стало?»;

- «Что поменялось местами?»;

- «Что изменилось?»;

- «Подбери пару»;

- «Кому что подходит?»;

- «Назови ласково»;

- «Преврати в огромное»;

- «Подбери пять признаков»;

- «Угадай, о чём я говорю» и т.д. 

         Играем в речевые игры, совершенствуя грамматический строй речи:

- «Скажи наоборот» (большой – маленький);

- «Посчитаем» (1 рыба, 2 рыбы, 5 рыб);

- «Действие» (что делает?);

- «Признаки» (какой, какая, какое, какие?) – рассматривание картин или окружающего;

- «Птицы и животные (дикие и домашние) и их детеныши»:  мама - лошадь, папа - конь, детеныш - жеребенок;

- «Один – много» (цветок – цветы, дождь – дожди);

- «Назови ласково»  (птица – птичка, дерево – деревце);

- «Кто где спрятался» (употребление предлогов:  в, на, над, под, между, около, из, с, из-за, из-под);

- «Словообразование» (например, стол из стекла – какой? – стеклянный).

 

          Играем, развивая фонематические процессы:

- «Повтори за мной» (слоговые дорожки – па – ба – па, та-да-та и т.д.);    

- «Где спрятался звук» (какой захотите) - в начале? В середине? В конце?

- «Назови первый (последний) звук в слове»;

- «Ищем звук [Л]»  в слове ЛОПАТА, КОЛПАК, КОЛ;

- «Какой первый звук? Гласный или согласный?»;

- «Какой ты слышишь звук ТВЕРДЫЙ или МЯГКИЙ?» (В слове МИСКА, какой слышится звук [М] твердый или мягкий?);

-«Какой звук ты слышишь: ЗВОНКИЙ или ГЛУХОЙ?».

           Артикуляционная гимнастика для мышц щек, губ, и языка – ежедневная игровая тренировка даже летом. Для большинства детей крепкие артикуляционные мышцы – залог красивого звукопроизношения.

           Закрепление звуков в речи – это тренинг: чем больше количество повторений, тем быстрее и качественнее идет введение звуков в речь ребенка. Другими словами, формируется привычка правильного произношения, вытесняя привычку дефектного произношения. В логопедической практике много случаев, когда летний период «отбрасывает» положительные результаты коррекции на несколько шагов назад. После продолжительного отпуска часто ребенок приходит с прежними речевыми проблемами. За время отдыха он потерял сформированные навыки, недостаточно закрепленные. Логопеду и ребенку приходится начинать все сначала, а хотелось бы двигаться дальше! 

Закрепляем звуки в играх  - подбирайте слова, фразы и стихи со звуком, который автоматизируется:

- «Цап-царап» - твоя ладонь в моей руке. Повторяй за мной слова, как только услышишь кодовое слово - быстро убирай свою руку. Если успеешь – ты выиграл;

- «Шаг вперед» - делай шаг вперед только тогда, когда верно повторишь за мной;

- «Барабанщик» - повторяй за мной слоги и отстукивай ритм;

- «Язык» - повторяй за мной, как только услышишь слово «язык» - высовывай язычок и ты победил;

- «Произнеси столько раз, сколько цветов на кусте»;

- «Наоборот»  - повторяй за мной. Когда я хлопну, ты топни и наоборот;

- «Наоборот 2» - я бросаю тебе мяч и говорю пару слогов/слов, ты бросаешь мне мяч и произносишь слоги/слова наоборот. Например: ТА-ДА  -  ДА-ТА;

- «Ставим в вазу» - повторяй только то, что можно поставить в вазу;

- «Зеркало» - встань напротив меня и повторяй за мной слоги/слова/фразы и  движения зеркально (хлопки, поднимание рук);

 

- «Я знаю пять слов…» Отбивай мяч об пол и называй 5 слов чем-то объединённых (со звуком «л», овощи, из трех слогов и др.);

- «Если это бывает летом» (в лесу, на море, синего цвета, летает и др.), то хлопни. Слова повторяй;

- «Отбери конфетку» - педагог кладет на стол правую руку, в которой зажата конфета и дает указание ребенку: «Ты произноси слог/слово и ударяй кулаком по столу (легонько). Внимательно смотри на  руку, она разожмет кулак, а ты должен быстро схватить конфетку». Можно меняться местами;

- «Мода» - повторяй только то, что можно надеть;

- «Представь что ты…» (кошка – шипи, синичка – свисти, тигр – рычи и т.п.);

- «Съедобное-несъедобное» - играем как обычно. Только все слова повторять;

- «Что у меня в кармане» - повторяй только то, что может поместиться в кармане;

- «Зевака» - педагог читает фразы, а ребенок повторяет, как только услышит кодовое слово, должен поднять палец вверх и ничего не говорить;

- «Почини строчки»  - педагог перепутывает слова в словосочетании, а ребенок  должен исправить. Например: Посолили папин костюм – выгладили суп;

- «Что бывает, а чего нет» - не повторяй всякие небылицы.

          Развиваем речевое дыхание:

- Упражнения «Кораблик». Кораблики могут быть самодельными.

Набираем воздух через нос (животик надувается), выдыхаем через рот (животик сдувается). Дуем на кораблик, чтобы он поплыл по блюдечку с водой;

- «Игрушки».  Разнообразные дудочки, трубочки помогают формировать сильную струю воздуха;

- «Султанчик», «Сдуй ватку», «Забей гол». Эти упражнения могут выполняться с высунутым и сложенным в трубочку языком, чтобы воздух проходил посередине язычка. Дыхание остается прежним: вдыхаем через нос - выдох делаем через рот, не поднимая плеч;

- «Чайник закипел», «Шторм в стакане». В ненавязчивой игровой форме проводятся интересные и полезные упражнения. В стакан с водой налейте 150 граммов воды и вставьте в воду трубочку для коктейлей. Сначала потихоньку выдыхаем воздух в трубочку - чайник закипает, усиливаем выдох - он кипит, еще усиливаем выдох - вода бурлит. Не забываем - плечи не поднимать!

            Давно доказано, что развитие речи и руки взаимосвязаны. Уделите внимание мелкой ручной моторике. Предлагайте ребенку раскраски, обводки, штриховки (следите, чтобы карандаш лежал в руке правильно), вырезайте фигуры и картинки, играйте в песочнице, развивайте тактильное восприятие. Придумайте увлекательную игру с бельевыми прищепками. Прищепка может превратиться и в динозавра, и в поезд, во все, что захотите.

           Обязательно помните, что контролировать правильность речи ребенка нужно, но очень важно делать это корректно, учитывая эмоциональное состояние ребенка. Излишняя настойчивость или неоправданная требовательность со стороны взрослого может вызвать речевой негативизм, нежелание исправлять речевые затруднения. Помните, что похвала для ребенка важнее тысячи замечаний.

          Летние каникулы самое подходящее время для того, чтобы накопить положительные эмоциональные ресурсы на весь год. Самое главное, чтобы дети отдохнули летом, набрались сил, окрепли, но важно также и то, чтобы они не забыли все те знания, умения и навыки, которые приобрели за учебный год.

свернуть

Читать ребенку…

Читать ребенку… Почему важно?
развернуть

Воспитание ребенка начинается с первых потешки, стихотворения, сказки, которые он услышит, с первой картинки, которую он рассмотрит в книге. Для гармоничного развития ребенка раннего и дошкольного возраста очень важно совместное семейное чтение литературных произведений. Оно развивает речь, способствует особому душевному общению взрослого и малыша, развитию фантазии, образного мышления, формированию эстетического вкуса, тренирует способность воспринимать информацию на слух.

Зачем?

Во время чтения ощущение близости, защищенности, безопасности и комфорта будет создаваться, когда ребенок сидит на коленях у мамы или папы (или рядом с родителем, прижавшись к нему).

Формирование у ребенка представлений о его значимости возможно, если родители читают то, что ему интересно и обсуждают с ним важные для него темы.

Понимание, что такое добро и зло, дружба и предательство, сочувствие, долг, честь происходит не только на примерах ситуаций, в которые попадают герои книг, но и в видении отражения этих ценностей в жизни ребенка.

Восприятие того, как дружить, как добиваться цели, как решать конфликты и пр. возможно, если чтение дополняется совместным обсуждением, что понравилось, что было близко, напугало, позабавило, видении аналогии прочитанного с собственной жизнью малыша.

Разрядка переживаний, страхов ребенка, с которыми не всегда есть возможность справиться в привычной ситуации, происходит, если взрослые неоднократно по его просьбе перечитывают определенные сюжеты (или книги полностью).

Для детей от 1 года до 2 лет (по выбору родителей)

Для детей от 2 до 3 лет (по выбору родителей)

Для детей от 3 до 4 лет (по выбору родителей)

Для детей от 4 до 5 лет (по выбору родителей)

Для детей от 5 до 7 лет (по выбору родителей)

свернуть

20 ПРОСТЫХ СОВЕТОВ

Начнем с Вас.

1. Даже если Вы от природы молчаливы - все равно говорите с малышом. Ребенок легче понимает обращенную к нему речь, если она объясняет то, что происходит с ним и вокруг него. Поэтому сопровождайте свои действия словами.

2. Встреча взглядов. Озвучивайте любую ситуацию - но только если Вы видите, что ребенок слышит и видит Вас. Не говорите в пустоту, смотрите ему в глаза. Это особенно важно если Ваш ребенок чрезмерно активен, постоянно двигается, если Ваш малыш еще только лепечет или говорит мало слов. Старайтесь, чтобы он видел Вашу артикуляцию.

3. Говорите четко. Говорите просто, четко, внятно, проговаривая каждое слово, каждую фразу. Известно, что дети очень чутки к интонации, поэтому старайтесь произносить слова более выразительно.

 4. То же, но по-разному. Повторяйте по многу раз одно и то же слово, фразу, меняя порядок слов. « Папа пришел. Пришел наш папа. » « Мячик упал. Упал мячик. Вот и упал мяч. » Это позволяет ребенку легче услышать и понимать все фразы. Если Вы хотите, чтобы ребенок усвоил новое слово, старайтесь употреблять его чаще.

5. Не переусердствуйте. Не употребляйте слишком много длинных фраз. И не перегружайте ребенка, предъявляя ему сразу большое количество заведомо незнакомых слов.

 6. Очень важно: хорошее настроение. Старайтесь произносить новое слово в благоприятной ситуации. Психологи заметили: в таких условиях ребенок обучается и впитывает новую информацию в десять раз лучше, чем в нейтральных или неблагоприятных семьях.

 7. Все чувства - в союзе с речью. Очень важно, чтобы ребенок, постигая, узнавая что-то новое имел возможность не только видеть новый предмет, но и трогать, нюхать его. Если Вы видите, что ребенок что-то трогает, с чем - то играет, сразу же назовите этот предмет несколько раз четко, выразительно.

 8. В основе речи - стремление к общению. Как бы несовершенно Ваш ребенок не говорил, принимайте и поддерживайте его желание вступить с Вами в контакт. Не перебивайте его. Даже если он вообще еще не говорит, чаще разговаривайте с ним, приветствуя и одобряя любой ответ, жест, выразительный взгляд, вокализацию. Поддерживайте его стремление общаться!

 9. Стремитесь к разнообразию. Если лепет малыша однообразен, старайтесь обогатить его, предлагая ему цепочку слов, согласная буква с гласной буквой. Комбинируйте разные слоги и старайтесь, чтобы малыш захотел их повторить.

10.Уважайте его попытки говорить. В те моменты, когда ребенок говорит, лепечет, выключайте музыку и старайтесь дать ему возможность слышать Вас и себя.

11.Учите в игре. Играя, учите подражать, две собачки лают, переклички: ау- ау. Специально создавайте такие игровые ситуации, где ребенку понадобится звукоподражание. Обратите внимание: побуждаете не Вы, а ситуация.

 12. .Не предупреждайте его желания. Некоторые родители пытаются угадать, желания своего ребенка, часто предупреждая их, в тот самый момент, когда они только появляются. В этом случае у малыша нет необходимости произносить что- либо. В такой ситуации есть опасность задержать ребенка на стадии жестового общения.

13. Расширяйте словарь малыша. Ребенок владеет словом на двух уровнях: понимает его - это активный. Но если Вы пополняете ресурс понимания, это обязательно приведет к так называемому лексическому взрыву. И в дальнейшем он перенесет в активный словарь то, чему Вы научили его, разглядывая вместе картинки, читая книжки и комментируя свои действия. Старайтесь ввести в пассивный словарь названия вещей, которые его окружают (игрушки, предметы быта).

14. Ведите дневник. Фиксируйте его речевые достижения, записывайте, сколько слов он уже понимает, какие слова произносит, в каких ситуациях, так Вы сможете день за днем судить о его успехах.

 15. Развивайте фонематический слух. Развивать фонематический слух, побуждая различать слова, отличающиеся одним звуком ( крыса - крыша).

 16. Не пренебрегайте звукоподражаниями. Для детей, которые поздно начинают говорить, очень полезно использовать слова: бух- бух, дай и другие короткие слова, состоящие из одного или двух одинаковых слогов.

17. Читайте, читайте, читайте... Читайте короткие стихи, сказки. Перечитывайте их много раз, не бойтесь, что это надоест ребенку. Дети гораздо лучше воспринимаются тексты, которые они уже много раз слышали. Если это возможно, постарайтесь разыграть стихотворение, покажите его в лицах и с предметами, а предметы эти дайте ребенку потрогать, поиграть с ними. Дождитесь, пока ребенок хорошо запомнит стихотворение. Уловит его ритм, а затем пробуйте не договаривать последнее слово каждой строчки, предоставляя это делать малышу. Пойте простые песенки, помогая ему воспринимать ритм и воспроизводить его.

18. Пальцы помогают речи. Особое внимание необходимо уделить развитию мелкой моторики - точных движений пальцев рук. Она очень тесно связана с развитием речи. Лепка, рисование, пальчиковый театр, игры с предметами - все это поможет речи, а в будущем и письму.

19. Будьте терпеливы, снисходительны и... осторожны. Если Ваш малыш, неверно произносит какой - либо звук, никогда не смейтесь, не повторяйте за ним неправильное произношение слова. Тут же повторите слово правильно, стараясь перехватить взгляд ребенка. Возможно он сам сможет повторить за Вами. Если не сможет или не захочет, не расстраивайтесь.

20. Будьте терпеливы! Он обязательно повторит за Вами, когда придет время. Он учится и на своих собственных ошибках, постоянно сравнивая свое произношение с произношением взрослых.

свернуть

О ЧЕМ ГОВОРИТЬ С РЕБЕНКОМ В СЕМЬЕ. ДИАЛОГ ИЛИ МОНОЛОГ?

Уважаемые родители! Умеет ли ваш ребенок отвечать на вопросы своих сверстников, взрослых, обращаться с вопросами к ним? Умеет ли логично и последовательно рассказывать про свою деятельность, увиденное, услышанное, пережитое? Как развита у вашего ребенка фантазия? Составляет ли он сам рассказы, сказки? Все эти речевые навыки будут ему не­обходимы в школе.
развернуть

Устная речь человека существует в двух формах: диалогиче­ской и монологической.

Для диалога характерны короткие неполные предложения, реплики; их полному пониманию помогают мимика, жесты, интонация.

В устной разговорной речи собеседники выступают как рассказчики и слушатели.

Взрослый. Какое сейчас время года?

Ребенок. Весна.

Взрослый. Какие птицы прилетают к нам весной?

Ребенок. Весной из теплых стран прилетают грачи, сквор­цы, ласточки.

С детства ребенку необходимо общаться с людьми, делить­ся своими мыслями и переживаниями с близкими. В семье эту потребность можно удовлетворить через индивидуальные разговоры и беседы. Разговор взрослых с ребенком имеет особенное значение, так как влияет на его речевое и общее умственное развитие. Дети, с которыми родители много и вдумчиво беседуют, развиваются быстрее и говорят лучше, имеют правильную речь.

Взрослые в разговоре с ребенком выясняют, что интересует маленького человека, узнают про его досуг и друзей. Дети по­степенно привыкают к таким разговорам и в дальнейшем уже сами рассказывают про свои желания и интересы, жизнь в са­дике; у них не будет секретов от родителей. Ребенок очень чуткий и ранимый: насмешка, обидное слово — и он замыка­ется в себе, ни с кем не делится своими радостями и огорчени­ями или же предпочитает иногда говорить с отдельными чле­нами семьи (мамой, бабушкой).

Некоторые родители не разговаривают с ребенком на темы этикета и правил поведения, так как считают, что он еще мал и ничего не понимает. Напротив, ребенок улавли­вает и анализирует каждое слово! Дети, с которыми не об­щаются, молча играющие в куклы, машинки и другие иг­рушки, развиваются медленнее и становятся молчаливыми, замкнутыми.

Темы для индивидуальных бесед очень разнообразны. С детьми младшего возраста нужно разговаривать о понятных, доступных и близких вещах. С детьми постарше можно обсуждать режим дня, игрушки, одежду и обувь и т.д. Тема­тика бесед для детей 5—6 лет значительно расширяется: кос­мос, армия, транспорт, книжки и сказки.

Беседы должны проходить в непринужденной форме. Ре­бенок должен чувствовать, что взрослому интересно его слу­шать. Причем, рассказывая о своих дневных делах, он учится вспоминать, связывать предложения. В дальнейшем ребенок будет сам просить вас послушать про его дела.

Развитию диалогической речи способствует игра «Теле­фон». Можно использовать игрушечный телефон или вооб­ражаемый. Собеседником ребенка в этой игре выступает взрос­лый, который и предлагает тему диалога. Например, «Знаком­ство».

Ребенок. Добрый день, Татьяна Алексеевна.

Взрослый. Извините, с кем я разговариваю?

Ребенок. С вами разговаривает Оля.

Взрослый. Оля, мама дома?

Ребенок. Нет, мама еще не пришла с работы.

Диалогической речью дети овладевают примерно в 5 лет. На 6-м году жизни ее уже недостаточно, и ребенок сам стара­ется рассказывать сказки, передать содержание просмотрен­ных фильмов, т.е. пользуется монологической речью.

Монолог — речь одного человека, последовательное изло­жение мыслей, описание действий, связность рассказа.

Большинство детей на конец дошкольного возраста овладе­вают связной речью, умеют последовательно описать увиден­ное, пересказать содержание сказки, рассказа, кино. Но у не­которых детей речь отрывиста, с длинными паузами. В ней преобладают слова-заменители, перечисление предметов или действий, жесты, мимика, не хватает слов для передачи мыс­лей. До школы ребенок должен научиться описывать знако­мый предмет со всеми его признаками, качествами, уметь срав­нивать два-три предмета, самостоятельно рассказывать по кар­тинке, по серии картинок, рассказывать увиденное, пережитое (как отдыхал, что видел в цирке, в лесу...), придумывать сказки на заданную тему.

Для описания нужно подобрать известные ребенку пред­меты, игрушки, картинки: мишутка, кукла, машинка, тарелка. Например: «Это кукла. Она пластмассовая. Куклу звать Аленкой. У Алены голубые глаза, белые волосы, красные щечки. Она улыбается. На ней платье красного цвета в белую полос­ку. На ногах белые носочки и коричневые туфли. На голове белый бант. С куклой дети играют, кладут ее спать, кормят, одевают».

Потом берется другой предмет. Взрослый напоминает, в какой последовательности следует рассказывать, спрашивая: «Как называется предмет?», «Из чего сделан?», «Для чего ну­жен?»

Примеры вопросов по темам отражены в ваших тетрадях домашних заданий.

После 6 лет необходимо научить ребенка сравнивать и сопо­ставлять два, а потом и три предмета или картинки во время их описания. Можно предложить такие группы предметов и картинок: огурец, помидор, морковь; кошка, собака и др. При этом рекомендуется помогать ребенку вопросами.

Ребенок старшего дошкольного возраста должен самосто­ятельно составлять загадки-описания о предметах. При этом инициатива принадлежит родителям. Вы предлагаете ребен­ку отгадать, какой предмет задумали, а затем просите его сде­лать то же: «Он деревянный, стоит посредине комнаты, имеет четыре ножки и квадратную доску. За ним обедают, пьют чай. Что это такое?» А теперь ты задумай любой предмет и все про него расскажи, а я буду отгадывать.

Можно предложить игру «Веселые путешественники». Ре­бенок представляет, что он летит на самолете, едет на поезде, плывет на теплоходе, идет пешком по стране: описывает вооб­ражаемые города, леса, горы, колхозные поля. Родители долж­ны отгадывать место «путешествия».

Как научить ребенка связному, последовательному расска­зу по картинкам? Если в семье нет сюжетных картинок, по­могут иллюстрации из художественных книг с рассказами и сказками. После приобретения новой книжки нужно снача­ла рассмотреть картинки. При просмотре спрашивать ребен­ка о том, что он видит. После просмотра следует составить рассказ по картинке.

Детям 6—7-летнего возраста необходимо предложить са­мостоятельно придумывать названия к иллюстрациям, а так­же составлять рассказы о том, что было до этого с героями, изображенными на картинке, и что будет потом (особенно про одного из героев или предмет) или рассказать от своего  лица.

Еще до школы рекомендуется научить ребенка составлять рассказы, сказки. Самый легкий вид такого творчества — составление рассказов по трем-четырем опорным словам. На­пример, со словами «зима», «дети», «зимние развлечения». «На­стала зима. Выпал пушистый снег. Дети тепло оделись и вышли на улицу. Мальчики катаются на коньках и на лыжах, девочки — на санках с высокой горы. Вот вышли Аленка и Дима, в руках у них лопатки. Они лепят снежную бабу. Весе­лые зимние развлечения у детей».

Можно предложить составить рассказ, начатый родителем, например: «Мальчик был в лесу, пас стадо коров. Вдруг он услышал, что где-то близко заревел медведь...»

Любимым жанром детей являются сказки, содержание которых они с большим удовольствием пересказывают, по-своему перестраивая начало и конец. Начало сказки може­те придумать вы, например: «В густом лесу жила зайчиха с маленьким зайчонком, который был непослушным. Ему хо­телось все сразу узнать. Как-то вышел он погулять, а зай­чиха и говорит: «Не ходи далеко, заблудишься». Не послу­шал зайчонок маму, увидел бабочку и побежал за ней в лес...»

свернуть

Использование занимательного наглядного материала в обучении грамоте дошкольников с нарушениями речи

У детей с нарушениями речи недостаточно сформированы многие неречевые психические функции: логическое мышление, слуховое и зрительное внимание, восприятие, память и т. д.

В ряде случаев у них выявляется чрезмерная эмоциональность, впечатлительность, повышенная утомляемость и другие личностные особенности. Недоразвитие речи и особенности психической деятельности являются серьезным препятствием при овладении грамотой на начальных этапах обучения. На более поздних этапах у этих детей отмечаются затруднения в усвоении грамматической системы родного языка.

Опыт показывает, что очень трудно бывает удержать внимание детей с нарушениями речи, пробудить у них интерес к содержанию занятия, процессу обучения в целом, добиться, чтобы усвоенный материал сохранился надолго в памяти и использовался в новых условиях.

Необходимо так построить обучающий процесс, чтобы на уровне эмоционального сознания способствовать появлению у детей с нарушениями речи элементарного познавательного интереса к родному языку как учебному предмету, а в дальнейшем и ко всему процессу обучения. Одновременно с этим удастся активизировать их память, внимание, фонематическое восприятие и ряд других высших психических процессов и функций.

Достигнуть же этих целей можно путем использования игровых приемов, занимательного материала, который усложняется на разных этапах обучения.

Особую роль наглядность играет в обучении детей с нарушениями речи. Воздействуя на органы чувств (зрительные, слуховые и т. д. ), средства наглядности обеспечивают разностороннее, полное формирование какого-либо образа, понятия, благодаря чему знания лучше усваиваются и поддерживается интерес к учебной деятельности.

Наглядность выполняет еще одну важную функцию в учебном процессе – содействует выработке у детей эмоционально-оценочного отношения к сообщаемым фактам и понятиям.

Наглядность может служить опорой для осознания связей между фактами, явлениями, недоступными непосредственному наблюдению, а слово педагога побуждает к наблюдению и направляет детей на осмысливание, истолкование сделанных наблюдений.

Использование занимательного материала в процессе обучения преследует две цели: одна из них – обучающая, которую ставит перед собой взрослый, а другая – игровая, ради которой действует ребенок. Необходимо, чтобы эти две цели как можно более гармонично дополняли друг друга и обеспечивали усвоение программного материала. Действия, выполняемые при использовании занимательного материала, имеют тот или иной результат, который привлекает ребенка, делает для него выполнение этих действий интересным, занимательным, увлекательным.

Результат – основная цель обучения – достигается через реализацию игровых задач. Исходя из игровой задачи, дети осуществляют игровые действия, которые как бы маскируют сложную мыслительную деятельность, делают ее более интересной.

Выбор наглядных пособий обусловливается целями, содержанием, этапом занятия.

Для того чтобы при неоднократном использовании наглядного материала интерес к нему не снижался, его можно модифицировать за счет замены его части, введения новых правил, либо изменения целей использования.

Применение занимательного наглядного материала для подготовки ребенка к систематическому обучению облегчает переход к учебным задачам, представленным в «чистом» виде, делает его постепенным.

При изготовлении наглядных пособий, дидактических игр учитываются следующие принципы:

  • Наглядность должна опираться на программный материал;
  • Игровой материал должен вовлекать в коррекционный процесс самые сохранные анализаторы (зрительный и тактильный) в первую очередь;
  • Назначение предметов, картинок, пособий, смысл вопросов, условия работы с материалом должны быть ясны и понятны детям;
  • Используемое пособие должно обеспечить вовлечение всех детей в коррекционный процесс;
  • Эти пособия должны быть внешне привлекательными.

       Подобранный занимательный материал систематизирован в зависимости от периода и целей обучения и разделен на несколько блоков. Приведем некоторые наиболее интересные материалы  из каждого блока.

                              Подготовительный этап.                                             

 I. Занимательный наглядный материал на уровне обучения навыкам      звукового анализа и синтеза.

Основной задачей в процессе обучения грамоте является формирование у дошкольников общей ориентировки в звуковой системе языка. Обучение их звуковому анализу слова, т.е. определению порядка следования звуков в слове, установлению различительной роли звука, основных качественных  его характеристик.

Но дети не могут овладеть звуковым анализом, только произнося слова вслух. Поэтому при обучении грамоте дошкольников необходимо использовать разнообразные средства, позволяющие воспринимать информацию зрительно.

  1. «Зрительные символы гласных и согласных звуков» предложены Т.А. Ткаченко. Каждый гласный звук обозначается геометрической формой красного цвета, похожей на положение губ при артикуляции соответствующего звука (звук «у» - маленький кружок, «а» - большой круг), а согласный звук обозначается изображением предмета или явления, способного издавать соответствующий звук, синего цвета (звук «в» - ветер воет).

Использование данного наглядного материала целесообразно на всех этапах работы по изучению звуков речи. Это и изолированное произношение звуков, и составление звуковых схем и слогов, и определение позиции того или иного  звука в слове, и подбор картинок к «зашифрованным» словам. 

  1. Звуковые линейки «Солнышко» служат для определения позиции звука в слове (начало, середина, конец). Солнышко обозначает звук, зеленая часть «утро» - начало слова, красная «день» - середина, синяя «вечер» - конец слова.
  2. Той же цели служат пособия «Лодка», «Домик», «Самолет», «Будильник», «Ромашка», «Солнышко», «Снеговик» (с помощью их можно определить, имеется ли определенный звук в слове и где он стоит).
  3. Схема анализа звуков позволяет дать характеристику любому гласному или согласному звуку. С помощью понятных ребенку условных обозначений сначала дается характеристика артикуляции звука, а затем на ее основе делается вывод, какой же это звук: гласный (красный цветок) или согласный твердый (синий цветок) либо согласный мягкий (зеленый цветок). Звонкость – глухость согласного на схеме обозначается соответственно пчелкой – божьей коровкой.
  4. Игра «Собери букет» позволяет упражнять детей в выделении нужного звука в словах или в различении в словах парных звуков. Например, в одну плоскостную вазу помещаются головки цветов тех оттенков, в названии которых есть звук «р», а в другую – со звуком «л» (или «з»- «ж»).
  5. Игра «Украсим ёлку». Предлагается «повесить» на ёлку шары с картинками, в названии которых есть определенный звук, или же один ребёнок «вешает» шары с одним парным звуком («с»), а другой – со вторым («ш»).
  6. Игра «Отпусти рыбку в пруд». Ребенок отгадывает, с какого звука начинается картинка, изображенная около «пруда» и «отпускает» в пруд бумажную рыбку.
  7. Игра «Кто в домике живет?» также развивает умение определять наличие звука в слове. Например, надо поселить в домик только тех домашних, в названии которых есть звук «л» и т.д.
  8. Игра «Цепочка слов» предполагает выстраивание цепочки картинок в определенном порядке. Для этого необходимо определить последний звук слова, затем найти следующую картинку, чье название начинается с этого звука, затем определить последний звук в этом слове и подобрать следующую картинку с этого звука и т. д.

II. Занимательный наглядный материал на уровне обучения слогоделению.

Немаловажную роль использование наглядного материала имеет при работе над слогоделением. При членении слов на слоги я использую приемы, направленные на совместную деятельность слухового и кинестетического анализаторов.

  1. Игра «Что везет грузовик?». Дети разглядывают картинку, делят ее со устно на части и «загружают» в грузовик столько мешков, сколько слогов в данном слове. Красный мешок обозначает ударный слог.
  2. Игра «Делим слова на слоги». Детям предлагается назвать картинки и разделить слова на слоги. Затем картинки раскладываются по вагончикам. В вагончик с одним окошком собираются карточки со словами из одного слога, в вагончик с двумя окошками – карточки со словами из двух слогов и т. д. Также детям предлагается подобрать схемы к словам, учитывая ударный слог.
  3. Той же цели может служить пособие «Домик» с тремя этажами: на первом этаже «селятся» картинки, чьи названия состоят из одного слога, на втором- из двух слогов, на третьем- из трех. Аналогично проводится работа с пособием «Снеговик», где вместо трех этажей – три кома снега.
  4. Игра «Украсим елку». Используется первый вариант – снять с елки «игрушки» с картинками, чьи названия состоят из одного слога, из двух слогов и т. д. и разложить их по трем коробочкам. Или наоборот: «повесить» на елку игрушки, чьи названия состоят из двух слогов, из одного слога, из трех слогов.

                                   Этап обучения чтению.

I.Занимательный наглядный материал на уровне обучения знанию букв.

При знакомстве с графическим обозначением изучаемого звука необходимо связать его фонематический образ со зрительным. Это возможно лишь тогда, когда дети будут четко понимать: главное отличие звука от буквы-  это то, что звуки мы слышим и произносим, а буквы видим, пишем и читаем.

Игры на данном этапе позволяют детям быстрее усвоить графические изображения букв и предотвратить возможность дисграфии, с которой сталкивается большинство детей в школах.  

  1. «Учим буквы в стихах» ( по материалам книги В. В, Волиной «Занимательное азбуковедение»). Предлагаются графические изображения букв, обыгранные в стихах и представленные через простейшие ассоциации: зрительные, слуховые, тактильные и т. д. Например, буква «п» изображается в виде футбольных ворот. К ней прилагается стихотворение: «На хоккее, на футболе буква П – ворота в поле».
  2. Игра «Сложи букву» предлагает сконструировать любую печатную букву из двух элементов, перед этим можно предложить детям угадать букву по ее одному элементу.
  3. Игра «Умные глазки». Графические изображения букв накладываются друг на друга с совпадением общих элементов или без совпадения.
  4. Игра « Умные ручки» предлагает на ощупь узнать букву в тряпочном мешочке.
  5. Пособие «Кот и мышь». На листе картона изображения кота и мыши, а в их лапах, хвостах, ушах «спрятались» буквы, которые нужно найти и показать.
  6. Пособие «Найди буквы». Изображена сложная геометрическая фигура, в которой предлагается найти определенные буквы.
  7. Пособие « Посчитай буквы». Посчитать в газетной вырезке количество букв «А» (или любых других).
  8. Пособие «Разгляди буквы». На листе картона изображены буквы, имеющие общие элементы. Показать, сколько ты видишь тут букв В, или Г, или других?
  9. Для закрепления умения правильно соотносить звук с буквой применяю игру «Отпусти рыбку в пруд». Ребенок определяет первый (последний) звук в слове, называющем предмет около пруда и «отпускает» в пруд рыбку с соответствующей буквой.

Большую роль в усвоении образов букв детям оказывает работа с изографами, когда дети занимаются вычленением и называнием составляющих изограф букв.

II. Занимательный наглядный материал на уровне слога.

На этапе обучения звукоанализу дети научились соединять звуки между собой, выделять звуки в потоке других звуков, и для них уже не составит труда проделать ту же работу на уровне написанного слога. Работа по чтению слогов ведется с каждой отдельно изучаемой буквой.

  1. Пособие «Корабль и пристань» служит для обучения слиянию букв в слоги (корабль с буквой «плывет» к пристани с другой буквой; когда он приплывает, образуется слог.
  2. Игра «Украсим елку». Используется второй вариант: на елке висят «игрушки» с написанными на них слогами. Дети подбирают две игрушки друг к другу так, чтобы получилось слово, и заменяют их одной «игрушкой» с картинкой.
  3. Игра «Слоговые часы». На картонных часах кармашки для слогов, две передвигающиеся стрелки, набор слогов. Необходимо поставить часовую  стрелку на первый слог, а минутную на второй слог так, чтобы получилось слово.

III. Занимательный наглядный материал на уровне слова.

  1. Игра «Как их зовут?». В ней, для того чтобы узнать имя изображенной девочки (мальчика) или кличку собаки, нужно определить первый (последний) звук в стоящих ниже картинках, заменить их на буквы и прочитать получившееся из них слово
  2. Игра Магазинчик». Предлагается подобрать табличку с названием к продающемуся в магазине предмету, а затем найти обобщающее слово- понятие для всех предметов.
  3. Игра «Умный телефон» помогает в доступной и занимательной форме дать детям начальные навыки правописания. Нужно набрать написанное слово по буковке на диске телефона. Если слово набрано верно, стрелка указывает на нужный предмет.
  4. Игра «Сложи слово». Предлагается так подобрать верхние и нижние части слов на табличках друг к другу, чтобы получились попятные слова. Если слово собрано верно, на обороте таблички получается этот предмет.
  5. «Ребусы». В них слова закодированы рисунками или цифрами.
  6. «Кроссворды», где слова загадываются либо рисунками, либо по темам («в этом кроссворде спрятались домашние птицы»), либо комплексно (вниманию детей предлагаются и картинки, и кроссворд, и дается инструкция: «В этом кроссворде участвуют слова, в которых есть буква Т. А подсказки рядом.».
  7. «Подбери картинку к схеме».Предлагается схема какого- либо слова с пропущенными буквами и три картинки, из которых нужно выбрать одну, подходящую к схеме.
  8. Игра «Расшифруй слова» помогает детям закрепить навыки чтения слов и звукобуквенного анализа. Детям предлагается прочитать слова на карточках, расположить буквы по порядку в соответствии с цифрами. Прочитав слово, нужно подобрать к нему подходящую картинку. Можно также предложить ребенку составить эти и другие слова при помощи карточек с буквами.

IV.Занимательный наглядный материал на уровне предложения.

  1. Игра «Чего не хватает?». Предлагаются таблички с написанным предложением и картинкой. Требуется прочитать предложение, определить, какого предмета на табличке не хватает и найти его среди предлагающихся предметных картинок.
  2. «Исправь предложение». Детям предлагается вставить пропущенные буквы в слова предложения на карточке.
  3. Игра «Часики» основной целью имеет усвоение логической связи между двумя словами и составление с ними предложения. Логопед ставит стрелки часиков на две предметные картинки, дети составляют с этими словами предложение.
  4. Широко использую в работе с предложением условные обозначения приставочных глаголов движения и предлогов пространственного значения. Дети с удовольствием придумывают предложения с заданным глаголом либо подбирают к сказуемому в предложении подходящую схему приставочного глагола ; определяют, какое «маленькое» слово «спряталось» в предложении и находят его схему и т. д.  

Наконец, на любом этапе обучения грамоте можно использовать графические схемы предложения, где само предложение обозначается зеленой «тропинкой», слова- домиками, первое слово в предложении- домиком с трубой, слоги- вазочками, звуки- цветочками разного цвета (красные, синие, зеленые). Звонкость и глухость согласных звуков изображается с помощью «пчелок» или «божьих коровок» соответственно. С помощью графических схем можно научить дошкольников проводить полный анализ предложений, слов, слогов вплоть до звуков.

Игра для ребенка – это возможность самовыражения, самопроверки, самоопределения. Игровая ситуация требует от каждого, включенного в нее, определенной способности к коммуникации, способствует сенсорному и умственному развитию (зрительного восприятия, образных представлений, обучению анализу), усвоению лексико- грамматических категорий родного языка, а также помогает закреплять и обогащать приобретенные знания, на базе которых развиваются речевые возможности.

 

 

 

 

 

свернуть

ВЛИЯНИЕ КОМПЬЮТЕРА НА РАЗВИТИЕ РЕЧИ РЕБЕНКА

Еще совсем недавно такая техника как компьютер была роскошью, а уже сегодня она есть почти в каждом доме. И пользуются компьютером не только взрослые, но и дети. Конечно, польза компьютера неоспорима: интерактивные доски, программы для творчества и обучения, а также интернет, увеличивают образовательные возможности ребенка и уровень его познания.
развернуть

Но влияние компьютера на ребенка может быть и отрицательным. Вот об этом мы поговорим более подробно.

  • Длительное сидение за компьютером приводит в напряжение тело и детскую психику.
  • Работа за компьютером приводит к ухудшению зрению и гиподинамии.
  • Вредное влияние компьютера на ребенка проявляется и в электромагнитном облучении организма. Большие дозы, которые могут накапливаться в течение нескольких лет, в конечном результате может вызвать серьезные последствия.

Рассмотрим самые распространенные негативные последствия такого влияния компьютера на ребенка.

Утомляемость. Когда ребенок несколько часов подряд сидит за компьютером, он очень быстро переутомляется. Причиной тому является нервно-эмоциональное напряжение, требующее от ребенка постоянной концентрации внимании и быстрого реагирования на то или иное действие. Американские ученые пришли к выводу, что уже на 14-й минуте работы за компьютером ребенок становится беспокойным и рассеянным, а спустя 20 минут влияние компьютера на ребенка проявляется в подавлении деятельности центральной нервной системы.

Компьютерная зависимость. Детские психиатры уже давно бьют тревогу, ведь компьютерные игры приводят к постоянному возбуждению участков мозга, отвечающих за удовольствие. В итоге ребенку хочется получать удовлетворение как можно дольше, а это уже настоящая зависимость, сравнить которую можно даже с наркотиками. Дети, играющие в компьютерные игры, более агрессивны и неспособны контролировать свои эмоции.

 Нарушение детского кругозора. Наша жизнь постоянно подбрасывает различные ситуации, выход из которых может быть самым разным. Мы думаем и подбираем то, что посчитаем нужным. В играх все наоборот. Их сюжет чаще всего линейный, подразумевающий использование только одного, в крайнем случае, двух-трех способов. В итоге детский кругозор существенно сужается, фантазировать и воображать что-либо вообще нет смысла. Такое влияние компьютера на ребенка приводит к серьезному нарушению психики. Ребенок, постоянно щелкая кнопки мыши, не может пережить те эмоции, которые можно испытать при игре с машинками, конструктором, кубиками и т.д.

Очень сильно страдает мелкая моторика рук, ведь щелканье мыши и кнопок клавиатуры не может этому поспособствовать.

Воплощение игры в реальность. Компьютерные игры наносят большой вред детскому восприятию. Дело в том, что дети очень любят переносит в жизнь то, что видят по телевизору или в компьютере.

То, что видит ребенок, будет преследовать всю его жизнь. Во избежание такого негативного влияния компьютера на ребенка советует родителям обращать внимание на то, во что играет их чадо.

Неправильное восприятие мира Негативное влияние компьютера на ребенка проявляется в неправильном восприятии картины мира. Длительное время нахождения за компьютером приводит к тому, что ребенок начинает смотреть на все реальное как на нечто агрессивное и жестокое, а некоторые дети вообще перестают эту реальность замечать.

Последствия негативного влияния компьютера на ребенка проявляется и в общении с другими людьми. Если раньше ребенок, который имел определенные трудности в общении с другими людьми, мог как-то изменить себя и предпринять какие-либо шаги для сближения, то сегодня ситуация совсем другая. Чтобы забыть обо всех своих проблемах, можно просто с головой уйти в компьютер, найти себе друзей в интернете и спокойно с ними общаться на условиях анонимности. Нет необходимости подстраиваться под окружающих людей, можно вести себя так, как хочется. Дети понимают, что их не узнают и не осудят строгим взором за нехорошее поведение.

Влияние компьютера на ребенка лишает его настоящего детства.

Ученые провели исследования, в результате которых доказано, что дети, которые проводят за компьютером очень много времени, не могут грамотно писать и разговаривать.  Современные технологии ведут к росту безграмотности среди школьников — дисграфии (человек не может грамотно писать) и дислексии (человек не может грамотно говорить и писать). И если ранее эти отклонения считались только психическими, то теперь они носят социальный характер.

Уменьшение живого общения между детьми  продолжается, и как следствие неграмотность  растет!

Данные подтверждаются статистикой. Дети 4-6 лет, которые большей частью находятся дома и проводят время перед телевизором, владеют навыками речи на очень низком уровне. Некоторые родители удивляются, почему так происходит, ведь ребенок получает обилие разнообразной информации. Специалисты называют причину отставания ребенка в развитии речи – отсутствие практики.

свернуть

Речевые игры по дороге в детский сад

«Звуковые улитки»: автоматизация и дифференциация звуков

Звуки - основной строительный материал человеческой речи, и только при их точной четкой передаче речь может быть понята правильно, а значит - служить средством общения. Правильное произношение необходимо ребенку для уверенного общения, успешного обучения, грамотного чтения и письма, гармоничного развития. Данный игровой материал будет полезен для домашних упражнений для закрепления правильного произношения звуков и развития фонематического слуха, нужно просто спросить у ребенка: "Что везет улитка?" и следить за правильным произношением звуков в словах.

свернуть