Малыш идёт в детский сад

Как помочь ребёнку адаптироваться к условиям детского сада

Факторы влияющие на адаптацию

1. Возраст и уровень развития

Чем старше ребенок, тем он любознательней. Поэтому больше вероятности, что ему захочется узнать новое место и познакомиться с новыми детьми.Не смотря на свои года, если ребенок, по уровню развития, соответствует меньшему возрасту, то и приспосабливаться к саду он будет соответственно своему уровню развития. Чем младше, тем труднее.

2. Состояние здоровья

Ослабленный, болезненный ребенок чувствует себя дискомфортно. Если ему, в таких обстоятельствах, приходится посещать новое место, то он может быть капризен, плаксив, вял. Так как ему хочется привычной обстановки и комфорта.

3. Тренированность механизмов адаптации

Если ребенок привык бывать в гостях у родственников или оставаться дома с близкими, но без родителей, хотя бы на короткое время. То ему будет проще принять уход родителей и остаться в саду. Так же будет легче, если в силу своих индивидуальных особенностей, малыш не боится новых обстоятельств и спокойно переносит перемены.

4. Особенности семейного воспитания

Негативно сказывается как чрезмерная ласка и опека, по принципу «кумир семьи», так и наоборот, нехватка внимания и поддержки со стороны родителей. Очень опекаемый ребенок зависимый от помощи и внимания родителей. Ему будет сложно справляться с небольшими трудностями в саду самостоятельно, а также принять их уход. Ребенок же, которому не хватало внимания, будет искать его у воспитателя. А у него не всегда есть возможность уделить каждому из детей много времени. Лучше когда ребенок уверен, что при необходимости ему помогут, но не требует моментальной реакции на себя и умеет ждать.

5. Наличие навыков самообслуживания

Умение выполнять простейшие действия по самообслуживанию помогает ребенку быть более самостоятельным, не зависеть от помощи воспитателя и, благодаря этому, чувствовать себя увереннее.

6. Приближенность режима дня дома к режиму в детском саду

Если процесс дня будут совпадать и регулярно повторяться, то малыш привыкнет к ним и, придя в детский сад, ему будет легче понять, что необходимо делать в тот или иной промежуток времени и зачем. Для него не будут таким большим стрессом предложения воспитателя поесть или лечь спать.

Что может вызвать трудности:

- Зависимость ребенка от родителей или от одного из них. Не путать с привязанностью. Зависимый от родителей ребенок не может находиться с кем-либо другим (бабушки, дедушки и т.п.) даже короткий промежуток времени. Так же он готов принимать помощь исключительно от родителя и заниматься различной деятельностью только в его присутствии.

- Неумение взаимодействовать с другими детьми. Да, в детском саду эти навыки только формируются, но уже до его посещения можно выделить некоторые тенденции. Например, ребенок привык отбирать вещи у других детей, разрушать чужие игры или замкнут, боиться когда с ним хот поиграть сверстники, предпочитает быть один.

- Привычка ко вседозволенности. Если она есть, то ребенок будет ожидать быстрого и абсолютного выполнения всех пожеланий. Но они не всегда совпадают с возможностями педагога, правилами группы и требованиями к поведению в саду. Такое расхождение ожиданий и обстоятельств вызовет у ребенка лишние переживания, выражающиеся в капризах и нервном напряжении.

- Неприученность к туалету. Дети, посещающие сад, должны своевременно понимать свои потребности в данной сфере, уметь выразить и реализовать их, путём применения общепринятых средств. Если же ребенок ходит в памперсах, то это несет негативные последствия. Один из них: трудности в отвыкании. Пока ребенок мал, он не осознаёт ситуации, а его сверстники не обращают внимание, но дальше это может перерасти в стыд и дискомфорт для малыша.

Позвольте Вашему ребенку начать взрослеть, быть более самостоятельным и узнавать новые правила.

свернуть

Полезные советы для родителей будущих дошколят!

Ваш малыш совсем скоро впервые пойдет в учреждение дошкольного образования. Конечно, вы очень волнуетесь, как он отреагирует на перемены в его жизни, понравится ли ему в саду, быстро ли он привыкнет... Детский сад – это новое окружение, новая обстановка, новые люди.
развернуть

 

Воспользовавшись практическими рекомендациями, приведёнными в этой статье, родитель сможет помочь своему малышу и себе легче пройти процесс адаптации к дошкольному учреждению.

  • Создавайте и сохраняйте позитивное отношение ко всему, что касается детского сада
  • Рассмотрите вместе с ребёнком ваши фотографии детсадовского возраста. Детям нравятся рассказы мам и пап о том, как они детьми ходили в сад. 
  • Не обсуждайте при ребенке проблемы, связанные с детским садом, которые очень волнуют взрослых. Помните о том, что дети в этом возрасте легко «считывают» эмоции близких, особенно матери, как бы она ни старалась скрыть свое состояние за улыбкой.
  • Заранее узнайте режим дня учреждения дошкольного образования и постарайтесь приблизить к нему режим своего ребёнка
  • В первый день поступления ребёнка в детский сад не нервничайте, не демонстрируйте свою тревогу. Отправляйте малыша в детский сад только при том условии, что он абсолютно здоров.
  • Разрешите ребёнку взять с собой в первый день любимую игрушку.
  • Не делайте перерывы в посещении учреждения дошкольного образования — неделька дома не только не поможет малышу адаптироваться к садику, но и продемонстрирует ему, что есть и другой вариант, которого можно всеми силами добиваться.
  • В выходные дни соблюдайте дома приблизительно такой же режим, как в учреждении дошкольного образования.
  • Расскажите воспитателю об особенностях ребёнка, что ему нравится, что он не переносит, что уже умеет и в чем нужна помощь.

Помните о том, что адаптация у детей проходит по-разному, выражается в отличных друг от друга реакциях и занимает разные сроки. Ваш ребёнок индивидуален в своём поведении, своих переживаниях и чувствах, не забывайте об этом!

свернуть

Адаптация

Живя в семье в определённых, сравнительно устойчивых условиях, ребёнок постепенно приспосабливается к условиям окружающей среды. Между организмом и этой средой устанавливаются правильные взаимоотношения, происходит адаптация организма к окружающим влияниям. Организм ребёнка постепенно приспосабливается к определённой температуре помещения, к окружающему микроклимату, к характеру пищи и т.д. Под влиянием систематических воздействий со стороны окружающих ребёнка взрослых, у него образуются различные привычки: он привыкает к режиму, способу кормления, укладывания, у него формируются определённые взаимоотношения с родителями, привязанность к ним.

В случае, если установленный в семье порядок почему-либо изменяется, обычно поведение ребёнка временно нарушается. Эти нарушения уравновешенного поведения объясняются тем, что малышу трудно приспособиться к возникшим изменениям, у него не могут быстро затормозиться старые связи, а вместо них также сформироваться новые. Недостаточно развиты у ребёнка адаптационные механизмы, в частности слабые тормозные процессы и относительно мала подвижность нервных процессов. Однако, мозг ребёнка очень пластичен, и если эти изменения условий жизни происходят не так часто и не очень резко нарушают привычный образ жизни, то у ребёнка, при  правильном воспитательном подходе быстро восстанавливается уравновешенное поведение и не остаётся каких-либо отрицательных последствий, т. е. ребёнок адаптируется к новым условиям своей жизни. Анализ поведения детей в первые дни пребывания в детском учреждении показывает, что этот процесс приспособления, т.е. адаптация к новым социальным условиям не всегда и не у всех детей  проходит легко и быстро. У многих детей процесс адаптации сопровождается рядом, хотя и временных, но серьёзных нарушений поведения и общего состояния. К таким нарушениям относят:

  • нарушение аппетита (отказ от еды или недоедание)
  • нарушение сна (дети не могут заснуть, сон кратковременный, прерывистый)
  • меняется эмоциональное состояние (дети много плачут, раздражаются).

Иногда можно отметить и более глубокие расстройства:

  • повышение температуры тела
  • изменения характера стула
  • нарушение некоторых приобретённых навыков (ребёнок перестаёт проситься на горшок, его речь затормаживается и др.)

Длительность привыкания к новым социальным условиям, а также характер поведения детей в первые дни пребывания  в детском учреждении зависят от индивидуальных особенностей. Дети одного и того же возраста ведут себя по-разному: одни в первый день плачут, отказываются есть, спать, на каждое предложение взрослого отвечают бурным протестом, но уже на другой день с интересом следят за игрой детей, хорошо едят и спокойно ложатся спать, другие, наоборот, в первый день внешне спокойны, несколько заторможены, без возражений выполняют требования воспитателей, а на другой день с плачем расстаются с матерью, плохо едят в последующие дни, не принимают участия в игре, и начинают хорошо себя чувствовать только через 6-8 дней или даже позже. По всем этим признакам выделяются определённые группы, к которым принадлежит ребёнок по характеру поведения при поступлении  в детское учреждение. В зависимости от того, к какой адаптационной группе принадлежит ребёнок, будет строиться работа с ним. Очень часто встречаются ситуации, когда ребёнка нельзя однозначно определить в ту или иную адаптационную группу. Т.е. модель его поведения находится не "стыке" двух групп, т. е. является пограничной.  Своеобразный переход из одной адаптационной группы в другую показывает динамику развития процесса привыкания ребёнка к условиям детского учреждения. Далее приведена таблица, в которой представлены 3 адаптационные группы, о которых говорилось выше.

Ниже приведена информация, следуя которой родители и воспитатели сделают адаптационный период более лёгким и безболезненным. Итак, что должны знать и уметь родители:

  1. Чем чаще ребёнок будет общаться со взрослыми,  детьми в квартире, во дворе, на игровой площадке, около дома т.е. в различной обстановке, тем быстрее и увереннее он сможет перенести приобретённые умения и навыки в обстановку детского сада.
  2. Неформальное посещение детского сада. Т.е. прогулки по территории и сопроводительный рассказ о садике, причём рассказ должен быть очень красочный и, несомненно, позитивный. Старайтесь в своём рассказе показать ребёнку, как весело и хорошо другим детям в детском саду.
  3. Т.к каждый поступивший ребёнок требует к себе внимательного индивидуального подхода, то принимать детей следует постепенно, по 2-3 человека, с небольшими перерывами (2-3 дня).
  4. В первые дни ребёнок должен пребывать в группе не более 2-3часов.
  5. Для первых посещений рекомендуются часы, отведённые для прогулок, игр. Это позволяет быстрее определить группу поведения ребёнка, наметить правильный подход и снять эмоциональное напряжение от первых контактов.
  6. Установление эмоционального контакта ребёнка и воспитателя должно осуществляться в привычной обстановке в присутствии близкого человека. В первый день кратковременное знакомство с воспитателем, направленное на формирование интереса к детскому саду, на установление контакта между ребёнком и воспитателем в новой ситуации.
  7. Очень полезны экскурсии по группе, в которых участвует воспитатель, родители и ребёнок.
  8. Отрицательное влияние на течение адаптации, а также на поведение детей при поступлении в детское учреждение оказывает отсутствие единства системы воспитания в семье и в детском учреждении.

НЕОБХОДИМО:

  • до приёма выяснить режим, применяемый в семье, индивидуальные особенности поступающего ребёнка (анкета).
  • в первые дни не нарушать, имеющиеся у ребёнка привычки, нужно постепенно менять режим и приучать ребёнка к новому укладу жизни.
  • приблизить домашние условия к особенностям д/с: внести элементы режима, упражнять ребёнка в самостоятельности, чтобы он мог сам себя обслуживать и т.п.

Возвращаясь к вышеуказанной таблице, хочу заметить, что в зависимости от уровня навыков общения ребёнка, контакт, устанавливаемый с семьёй, должен быть дифференцирован, т.е.  в соответствии с группой адаптации ребёнка должны быть определены объём и содержание работы с семьёй. Так, по отношению к детям первой группы, нуждающимся в тесном контакте с близкими людьми, работа с семьёй должна быть более глубокой и объёмной, предусматривать тесный контакт членов семьи с воспитателями и психологом дошкольного учреждения.

Сразу хочу заметить, что не все  мгновенно увидят плоды своих трудов, адаптация некоторых детей может протекать от 20 дней до2-3 месяцев. Особенно, если ребёнок заболел, в процессе адаптации. Иногда, после выздоровления, ребёнку приходится привыкать заново. Но, хочу Вас заверить, что это не показатель. Не следует беспокоиться, глядя на ребёнка подруги, который с первых дней вошёл в новую среду без особых осложнений. Повторюсь, что все дети разные, каждый индивидуальность, к каждому нужен свой подход. Я думаю, что с Вашей помощью мы найдём ключик к каждому ребёнку. Богатый опыт и знания воспитателей, Ваша любовь и забота, иными словами согласованная работа с семьёй, опирающаяся на знания возрастных и индивидуальных особенностей, потребностей ребёнка и необходимых условий воспитания ребёнка до поступления в детский сад, позволит решить проблему адаптации на должном уровне.

При лёгкой адаптации поведение детей раннего возраста нормализуется в течение месяца, у дошкольников – за 10 – 15 дней. Отмечается  незначительное снижение аппетита: в течение 10 дней  объём съедаемой ребёнком пищи достигает возрастной нормы, сон налаживается в течение 20-30 дней (иногда и раньше). Взаимоотношения со взрослыми почти не нарушаются, двигательная активность не снижается,

3 адаптационные группы:

гр.

эмоциональное состояние

деятельность

отношения со взрослым

отношения с детьми

речь

потребность в общении

1.

слёзы, плач

отсутствует

отрицательные (ребёнок не воспринимает просьб воспитателя)

отрицательные

отсутствует или связана с воспоминанием  о близких.

Потребность в общении с близкими взрослыми, в ласке, заботе.

2.

неуравновешен., заплачет, если рядом нет взрослого.

наблюдение, подражание взрослым.

положительные, по инициативе воспитателя.

отсутствуют или положительные (ответные).

ответная (отвечает на вопросы детей, взрослых).

Потребность в общении со взрослым, в сотрудничестве с ним и получении  от него сведений об окружении.

3.

спокойное, уравновешенное

предметная деятельность или сюжетно-отобразительная игра.

положительные, по инициативе ребёнка

положительные

инициативная (сам обращается ко взрослым и детям).

Потребность в общении со взрослым и в самостоятельных действиях.

свернуть