На успешность человеческой жизни, помимо объективных обстоятельств, влияет также уровень самооценки, которая начинает формироваться в дошкольном периоде под влиянием окружения ребенка, в первую очередь — родителей. Самооценка — это оценка личностью своих возможностей, качеств и места среди других людей. Не зря психологи говорят, что окружающие относятся к нам так, как мы сами относимся к себе.
В детском возрасте самооценка формируется под влиянием оценок со стороны окружающих, прежде всего, ближайших взрослых и сверстников, а также, в процессе собственной деятельности ребенка и самостоятельной оценки ее результатов. Чем ближе самовосприятие (то, каким он сам себя ощущает) ребенка к идеалу, который он для себя имеет (то, каким ему хотелось бы быть), тем выше его чувство собственного достоинства или самооценка.
Особенности развития самооценки на разных возрастных этапах
На протяжении периода взросления, и далее зрелости, самооценка претерпевает изменения, специфические для каждого возраста. Формирование самооценки несовершеннолетнего можно условно разделить на разные возрастные периоды.
Возраст до 3 лет
Во младенчестве и раннем детстве самооценки, как и чётко оформленного самосознания, ещё не существует. Но именно в этот период формируется основа, на которой развивается самооценка в детстве. В данном возрасте важнейшее значение имеет общение с матерью, частые телесные контакты и щедрая похвала. Приближаясь к 3-м годам, ребёнок при помощи взрослых сознательно преодолевает свои первые препятствия – учится ходить и выговаривать слова, принимать пищу, осваивает умения манипулировать предметами. В этом возрасте ребёнку всё доступно, и центр вселенной для него – он сам. Он лишь ожидает от родителей доказательств своей исключительной важности – контактов и внутреннего принятия. Будущее самоотношение зависит от исполнения этих потребностей.
Возраст от 4 до 7 лет
Это наиболее важный период для развития адекватной самооценки. Прежде всего, ребёнок становится самостоятельным (со своей точки зрения) и старается хоть на немного оторваться от мамы. Но при этом он лишается всемогущества, которым пользовался в раннем детстве. Появляются первые «нельзя» и «тебе ещё рано». В данный период от родителей и других взрослых требуется признание его дееспособности, его половой принадлежности, результатов игры и первого труда. В таком возрасте похвала должна быть по делу и отношение к ребёнку более реалистичным. От того, насколько достижения и реальные достоинства ребёнка признаются родителями, зависит дальнейшее развитие самооценки.
Следует учитывать, что в 3-5 лет самооценка ребёнка, как правило, завышенная, и это не является нарушением. Конечно, не следует разубеждать девочку в том, что она самая красивая, а мальчика в том, что он самый сильный.
Возраст от 8 до 11 лет
В первые школьные годы самооценка ребёнка приобретает черты реалистичности, от него уже можно ждать адекватного оценивания своих возможностей. В школе появляются чётко оформленные цели, конкретные достижения в классе или кружках. Также на самооценку младших школьников влияет вхождение в их первый коллектив. И хотя главным критерием для ребёнка ещё остаётся реакция на них родителей, начинает набирать вес внешняя оценка других детей.
Основное внешнее воздействие на самооценку подростка оказывает оценка со стороны сверстников. Для него становится важным с кем-то ассоциироваться, получать регулярную порцию общения, быть уважаемым другими и самим собой. Подросток ищет социальную группу, которую выберет своей и объединится с единомышленниками. Роль родителей в формировании самооценки в этот период снижается. Набирает вес признание полоролевых качеств мальчика или девочки. От взрослых ожидается признание личности, индивидуальности подростка и его прав. В позднем подростковом возрасте ребёнок приобретает способность сознательно выбирать, как стоит относиться к себе, задумывается о том, верна ли его самооценка.
Признаки уровня самооценки у ребенка
Если ребенка обзывают в школе, в детском саду, если он отказывается по необъяснимым причинам идти в сад или школу, если у него нет друзей, если ребенок считает себя хуже других, надо срочно действовать, искать причину и корректировать самооценку ребенка. Перечисленные ниже признаки помогут определить тип самооценки ребенка или воспитанника.
Признаки завышенной самооценки ребенка
Ø Он выбирает задачи, которые ему явно не по силам. После неуспеха продолжает настаивать на своем или тут же переключается на самую легкую задачу, движимый мотивом престижности.
Ø Он часто расхваливает себя, но зато охотно критикует все, что делают другие.
Ø Он считает, что всегда прав. Мнение окружающих на его счет его абсолютно не интересует.
Ø Успехи объясняет собственными способностями, а неудачи — это случайные стечения обстоятельств или предвзятое отношение окружающих
Ø Умеет самоутвердиться за чужой счет.
Ø Подчеркивает свои достоинства перед тем, кого оценивает ниже себя.
Ø Демонстрирует заносчивость и неуместную амбициозность.
Ø Проявляет «слепоту» к собственным недостаткам.
Признаки низкой самооценки ребенка
Ø Он избегает выполнения задания либо решения проблемы, даже не попробовав справиться с ней. Зачастую это сигнализирует о его боязни неудачи либо наличии у него чувства беспомощности.
Ø Вскоре после начала выполнения задания или игры ребенок выходит из нее, отказываясь от завершения выполнения при появлении первых признаков вероятной неудачи.
Ø Если он чувствует, что может проиграть, либо же проявить себя как слабый игрок, он начинает жульничать или привирать.
Ø У него проявляются признаки регресса: он начинает вести себя как маленький ребенок либо дурачиться. Такое поведение вызывает у сверстников желание дразнить и издеваться над ребенком — тем самым к уже нанесенному урону добавляется еще и чувство обиды и оскорбления.
Ø Он начинает руководить, выдавать распоряжения либо же, напротив, проявляет упрямство — все это способы скрыть чувство несостоятельности, крушения надежд и собственной неспособности справиться с поставленными задачами.
Ø Он находит себе оправдания («Учитель глупый»), либо преуменьшает важность событий («Мне все равно не очень понравилась эта игра») — эти объяснения он использует для того, чтобы переложить вину либо на других людей, либо же на внешние силы.
Ø Оценки в школе стали хуже, либо ребенок потерял интерес к прежним увлечениям.
Ø Он избегает общения с людьми, меньше общается с друзьями или не общается совсем.
Ø У него случаются частые смены настроения: он демонстрирует уныние, разочарование, плачет, у него случаются вспышки ярости, либо же, напротив, ребенок чрезмерно тихий.
Ø Он отпускает в свой адрес критические замечания типа: «Я никогда не делаю ничего так, как надо», «Меня никто не любит», «Я неприятен окружающим», «Все это моя вина» либо «Все умнее, чем я».
Ø Он не способен принять ни критику, ни похвалу.
Ø Его начинает слишком сильно беспокоить мнение о нем других людей, либо он становится слишком ранимым.
Ø Он легко поддается негативному влиянию сверстников: он принимает и повторяет их поведение и пренебрежительное отношение к школе, прогуливает уроки, ведет себя дерзко, начинает воровать в магазинах либо пробует курить, употреблять алкоголь, наркотики.
Ø Он либо всегда готов помочь с домашними делами, либо же, напротив, помощи от него не дождешься.
Признаки адекватной самооценки у ребенка
Ø Ощущает собственную важность и нужность.
Ø Создает вокруг себя атмосферу честности, ответственности, сострадания.
Ø Доверяет себе, но способен просить о помощи.
Ø Уважает других, их взгляды.
Ø Не прячется от трудностей.
Ø Готов принять собственный неуспех.
Ø Воспринимает сложности как временные.
Ø Манера разговора и лицо отражают удовольствие от жизни.
Ø Легко, прямо и честно говорит о своих достоинствах и недостатках.
Ø Испытывает комфорт, говоря и выслушивая комплименты, выражение симпатии и одобрения.
Ø Открыт для критики, спокойно к ней относится, признает свои ошибки.
Ø Приемлет юмор.
Ø Не боится взяться за что-то новое.
Ø Хочет и умеет исправлять свои ошибки.
Ø Умеет постоять за себя.
Ø Умеет отвечать за себя.
Рекомендации, способы, приемы формирования адекватной самооценки
Для того чтобы повысить самооценку у ребенка, необходимо, чтобы он чувствовал себя значимым, ценным, нужным. При этом он должен ощущать успешность в деятельности и общении, вносить свой особый вклад в жизнь семейно-воспитательной группы. Перечисленные ниже рекомендации, способы, приемы помогут в формировании адекватной самооценки у ребенка.
Безусловно принимайте ребенка
Мы должны принимать детей безусловно, а не за то, что они что- то делают. Мы должны хорошо к нему относиться, невзирая на все его глупости, недостатки и проступки, таким, каков он есть прямо сейчас. И это – фундамент для всех остальных составляющих. Если не будет принятия, не будет эффективно действовать ни один из других принципов. Поэтому всем нам не мешает время от времени анализировать характер своего отношения к ребенку: знает ли он, что мы хорошо относимся к нему всегда и независимо от внешних обстоятельств?
Критикуйте не ребенка, а его поведение
О том, что ребенок ведет себя негативно, он должен знать. Но при этом нельзя позволять, чтобы негативная оценка деятельности ребенка распространялась на его личность, то есть ребенка надо критиковать за его поведение. Оценка личности блокирует развитие ребенка и формирует комплекс неполноценности, а, следовательно, и неадекватную заниженную самооценку и уровень притязаний.
Уделяйте достаточно внимания личности ребенка
Многие взрослые, находясь рядом с детьми, лишь обозначают свое присутствие, а их мысли витают где-то далеко. Мы, взрослые, часто бываем настолько заняты своими собственными проблемами, что совсем не замечаем, как общаемся с детьми, и иногда делаем вид, что слушаем их, в то же время продолжая размышлять о чем-то своем. Или слушаем выборочно, то есть то, что хотим услышать. Достаточно в течение нескольких минут несколько раз в день оказывать им неформальное внимание.
Это поможет ему почувствовать свою значимость, ощутить заботу. А если дети в полной мере почувствуют такое отношение к себе, их потребность «вести себя плохо» отпадет сама собой. И для этого уже не потребуются долгие часы личного времени взрослых.
Следите за интонацией голоса
Интонация голоса имеет особое значение в общении с ребенком. Он может не вникать в значение слов, но уже по выражению речи поймет ваше отношение к нему. Избегайте в разговоре грубых и резких выражений, раздражительного тона, не подделывайте свой голос под голос ребенка. Когда вы так делаете, дети чувствуют себя униженными. Ведите разговор так, как будто вы беседуете с одним из ваших друзей.
Избегайте вешать на ребенка ярлыки
Некоторые из ярлыков, которые навешивают на ребенка, могут приклеиваться к нему навсегда: «он трус (хулиган, бестолковый, трудный ребенок …». Причину этого можно выразить в следующей фразе: «Я — не такой, каким сам себя считаю, я — не такой, каким меня считают другие, я – такой, каким себя считаю на основании того, что думают обо мне другие». Ярлыки, приклеиваемые к детям, загоняют их в жесткие рамки, выйти из которых чрезвычайно трудно. Кроме того, ярлыки могут стать удобной отговоркой как для ребенка, так и для взрослого.
Избегайте называть ребенка так, как ему не нравится
Знакомясь с воспитанником, постарайтесь узнать, как ему нравится, чтоб его называли. Если вам захочется назвать ребенка полным именем или как-то ласково его изменить, узнайте, нравится ли ему это. Для повышения самооценки будет полезно, если вы найдете значение его имени и подчеркнете его сильные стороны (хорошо, если вы будете останавливать его внимание на этих качествах в повседневной жизни).
Избегайте сравнений с другими детьми, в том числе с братьями и сестрами
Недопустимо сравнивать ребенка (его дела и поступки) с кем-то другим, его нельзя никому противопоставлять, такие сравнения являются, с одной стороны, психотравмирующими, а с другой — формируют негативизм, эгоизм, зависть, ревность. Ощущение, что детям надо доказать, что они не такие, какими их считает кто-то другой, часто заставляет их отказываться от собственных интересов, «подгонять» себя под некий стандарт, под «правильность».
Устанавливайте границы дозволенного в отношениях с детьми
Очень важно соблюдать и уважать нормы приличия в отношениях с ребенком. Как в физическом, так и в духовном плане. Если мы будем переступать границы дозволенного, ребенок не научится правильно строить свои взаимоотношения с другими людьми.
Мы переходим границы дозволенного, вторгаясь в сферу жизни детей, насильно принуждая делать то, что он не хочет. Мы можем его носить на руках, целовать, щекотать, хотя, может быть, ему это неприятно, заставляем принимать пищу, берем его вещи без разрешения и т. д. В отношениях с детьми мы переступаем границы дозволенного еще и тогда, когда вторгаемся в духовную сферу их жизни, заставляя насильно говорить то, чего они не хотят, или, не спрашивая у них разрешения, разглашать посторонним нежелательную для ребенка информацию.
Поэтому лучше или научить ребенка говорить открыто о том, что им не нравится и чего они не хотят, или выработать с детьми условный сигнал, который они смогли бы использовать для обозначения окончания действий или нежелания чего-либо.
Поддерживайте порядок, соблюдайте правила и определенный режим
Свобода, где нет порядка, определенности и ответственного отношения к делу, способствует повышению неуверенности ребенка, снижению самооценки. Ребенку трудно сориентироваться в обстановке, в которой он не может знать, что его ожидает. Детям важно ощущать безопасность и предсказуемость в семье. Чтобы структурировать свои отношения с окружающим миром, им помогут достаточно четкие и понятные правила, устанавливаемые в семье. В отношениях к ребенку недопустим резкий переход от только положительных оценок к резко отрицательным, от наказующего тона к ласковому.
Порядок в повседневной жизни способствует тому, что ребенок чувствует себя более уверенно.
Дети должны чувствовать себя востребованными и ценными.
Мы дарим детям уверенность в том, что он способный, знающий, что его ценят другие, позволяя им делать то, что делаем мы, и обеспечивая их благоприятными возможностями, чтобы они могли проявить способности и чувствовать свою востребованность. Когда мы показываем ребенку, что ценим его, он учится ценить себя и других.
- Приглашайте детей помогать вам ежедневно в решении самых разных задач. Первый шаг к формированию чувства причастности – обращаться как можно чаще к детям за помощью в решении текущих домашних проблем.
- Просите, чтобы дети высказывали и обосновывали предпочтения в выполнении домашних обязанностей, в ходе организации досуга и т. д. Когда у человека узнают его мнения, чувства по какому-либо вопросу, он чувствует себя значимым, ценным, важным.
- Принимайте правила вместе с детьми. Это не только повышает их чувство значимости в семье, но и повысит желание выполнять правила, в выработке которых он принимал активное участие.
Оказывайте моральную поддержку детям, которые стараются помочь другим
Когда дети (и взрослые тоже!) помогают друг другу, их самоуважение возрастает. Они не только способны вносить свой вклад в общее дело, но и устанавливать особые отношения с детьми и взрослыми, суть которых взаимопомощь. Необходимо отмечать желание помочь другому. Кроме этого, можно прибегать к приему «Репетиторство». Шефство одного ребенка над другим может оказаться полезным обоим детям. Объяснение вслух, да еще и другими словами, закрепляет материал и совершенствует навыки. Воспитанники замещающих семей часто обладают музыкальными, спортивными, танцевальными, художественными способностями. Их самооценка значительно повысится, если их привлекать к обучению своим умениям других детей (и даже взрослых).
Предъявляйте ребенку адекватные требования, не требуйте от него успехов
Завышенные ожидания взрослых порождают чувство тревоги, низкой самоценности, неуспешности, а также условности любви взрослых. Кроме того, дети, осознавшие, что они не могут достичь цели, часто просто перестают пытаться что-то делать (им удобнее быть ленивыми, чем быть в разряде «неудачников»). Постоянное опасение сделать ошибку отвлекает ребенка от смысла выполняемых заданий. Он начинает фиксироваться на мелочах, упуская из виду главное, тревожиться. Стремление выполнить работу как можно лучше в итоге лишь ухудшает дело. Вам придется отказаться от стремления достичь во всем совершенства. Если требования слишком завышены, ребенок обречен на неудачу, а приемные родители — на разочарование, которое ребенок не может не заметить.
Формируйте веру в успех
- Подчеркивайте любые улучшения. Уделяйте больше внимания процессу, чем результату, замечая каждый маленький шаг вперед. Можно использовать прием «Вчера, сегодня, завтра»: быстро и коротко расскажите о вчера, сегодня, завтра, например: «Помнишь, когда ты не мог перевести на английский ни одного слова? За последний месяц посмотри, какой большой список слов ты выучил. Как ты думаешь, сколько слов ты сможешь осилить в следующем месяце?» Такое предсказание, сделанное самим ребенком, отличная мотивация, чтобы попробовать более сложные задачи.
- Раскрывайте сильные стороны ребенка. Каждый ребенок имеет какие-то возможности, неважно насколько скрытые. Едва заметив что-то ценное в воспитаннике, скажите ему об этом. Все дети хотят и готовы слышать о своих сильных сторонах часто и подробно. Это будет мощным оружием, чтобы поднять самоуважение ребенка и сформировать с ним хорошие взаимоотношения.
- Ищите два «плюса» на каждый «минус». Введите за правило: когда услышите, что ребенок негативно высказывается о себе и своей деятельности, вслух скажите о его работе не менее двух позитивных утверждений. Это позволяет трансформировать негативный образ себя в позитивный. При этом ваши реплики должны быть предельно конкретными.
- Демонстрируйте веру в успех у воспитанника. Если вы сможете искренне демонстрировать веру в способности ребенка, вы придадите ему большие силы. Комментарии типа: «Ты из тех детей, которые могут сделать это», «Я знаю, что ты сможешь сделать это» отражают вашу веру в ребенка.
- Признавайте трудность ваших заданий. Многие дети, особенно избегающие неудачи, воспринимают любую новую задачу как трудную. Признайте, что они правы. Одним из способов, как это сделать, можно считать следующий: избегайте объявлять, что задание «легкое». Если ребенок не может выполнить то, что назвали «легким», они естественно считают себя глупыми. Когда же ребенок выполняет задание, которое считают «трудным», его самоуважение значительно возрастает.
- Наклейки «Я могу». Для дошкольников и младших школьников их можно сделать из липкой бумаги. На них будут написаны или нарисованы навыки, которым ребенок уже научился. Они должны быть размещены на видном для ребенка месте.
- Награды и «медали». Все виды наград и «сертификатов», удостоверяющих, что их владельцы хорошо себя вели в школе или дома, хороши. Чем больше достижений мы обнаружим и отметим, тем больше позитивного будет в атмосфере вашей семьи. Помните, однако, признавать следует возрастание попыток и усердие, а не «лучшие результаты».
- Выставки. Достижения детей – рисунки, сочинения и т. д. можно вывешивать на стену, специальный стенд.
- Самопризнание. Часто дети ожидают, что их успехи признают окружающие, вместо того, чтобы самим посмотреть на себя как бы со стороны и принять собственное решение о своих достижениях. Этому их нужно специально учить. Вот один из путей получить самоодобрение. Попросите ребенка установить, какое его личное достижение стоит того, чтобы быть одобренным, признанным. Сначала такая просьба может показаться очень трудной. Со временем, однако, дети не только освоят эту процедуру, но научатся радоваться тому, что цели ставятся, достигаются, и они сами могут говорить о своих достижениях.
Старайтесь подвести ребенка к самостоятельному выполнению задания
Вместо того, чтобы говорить ребенку: «Позволь мне это сделать», лучше научите его с помощью наводящих вопросов поразмышлять над тем, как можно самостоятельно прийти к успеху в том или ином деле. Это повысит его уверенность в себе и своих силах.
Поощряйте в ребенке полную самоотдачу в любом деле
Многие люди в жизни научились жить спустя рукава, не выкладываясь «на все сто», чтобы добиться желаемого. Поощряя в ребенке полную самоотдачу, а также сами вкладывая частичку души в каждое выполненное дело, мы приучаем его испытывать удовольствие и чувство гордости от хорошо выполненного дела. Он начинает понимать, что недостаточно быть в этой жизни просто «прохожим» или «наблюдателем».
Научите ребенка тому, что умеют делать его сверстники
Для уверенности в себе важно, чтобы ребенок учился тому, что умеют делать его сверстники в конкретной культуре. Например, канадские дети, как правило, в подростковом возрасте неплохо играют в хоккей; на Гавайях дети часто занимаются серфингом и отлично справляются с этим. Ключ к детскому успеху — практика. Кроме того, в нашей культуре существует достаточно много подвижных игр, игр с мячом, которые помогают в преодолении детских комплексов.