Детство без слёз
Воспитание в неполной семье
Советы для родителей в неполных семьях.
Около 90% неполных семей – это мама, которая одна воспитывает детей. И в большинстве случаев такой семье трудно избежать слишком тесной связи друг с другом.
Чтобы ребенок оставался ребенком, а вы – родителем, нужно показать ребенку правильное распределение ролей в семье. Ваш ребенок не должен становиться вам советчиком, доверенным лицом или играть роль старшего в семье. Только взрослый может принимать решения в семье. Если вы не будете забывать об этом, ребенок будет исполнять свою роль – малыша.
Не стоит забывать, что детям сложно смириться с тем, что их родители больше не живут вместе. Первое правило, которое должен знать родитель, - не вовлекать ребенка в конфликты со своим бывшим супругом. Малыш должен быть уверен в том, что дома сможет открыто высказывать и проявлять свою любовь к обоим родителям. Он не видит папу каждый день, возможно, не поддерживает близких отношений с ним, но отец – это часть его жизни, которая ему необходима, чтобы полноценно развиваться и лучше понять самого себя.
Ребенок в неполной семье
Если в семье один родитель, то он несет бремя за двоих, вся тяжесть воспитания, а также материального обеспечения детей лежит на нем.
Факторы влияющие на воспитание в неполной семье
Для более точной характеристики неполной семьи необходимо учитывать следующие факторы, психологически воздействующие на детей:
1. Кто отсутствует в семье, как долго, в каком возрасте был ребенок, когда не стало отсутствующего родителя, был ли он кем-нибудь заменен, какова была личность утраченного родителя и какова личность присутствующего родителя и, главное, - какова личность ребенка.
2. Каков социальный фон, на котором проходит жизнь неполной семьи (помогает ли бабушка с дедушкой, как неполная семья материально обеспечена, каковы культурные традиции среды, какими ценностями она живет).
3. Несомненно, важна причина возникновения неполной семьи.
Условия воспитания в неполной семье
В неполной семье складываются специфические условия для воспитания детей. Распад семьи отрицательно влияет на отношения между родителями и детьми, нарушает стабильность эмоциональной атмосферы. В связи с тем, что родители сами испытывают душевные переживания, им обычно не достает сил, чтобы помочь детям справиться с возникшими проблемами как раз в тот момент жизни, когда те особенно нуждаются в их любви и поддержке.
Даже если мать старается восполнить отсутствие отца и делает все возможное, чтобы соединить в себе обоих родителей, она в принципе не может реализовать одновременно обе родительские позиции - материнскую и отцовскую. Понимая, что сыну необходим отец, одинокая мать сознательно или бессознательно стремиться компенсировать ребенку его отсутствие и берет на себя мужские функции (строгость, требовательность, жесткие стратегии воспитания). В результате мальчик лишается не только отца, но, в некотором смысле, и матери – материнской любви, терпимости, теплоты. Как известно, именно эти черты материнского отношения в раннем возрасте являются главным условием уверенности ребенка в себе, доверия к окружающим и общего положительно самоощущения.
Если ребенка воспитывает отец, то у него в определенном смысле положение менее выгодное. Биологические и психические процессы глубоко взаимообусловлены, и то, что происходит в теле матери, обязательно имеет психический отклик. Отец не может так интимно сблизиться с ребенком, как мать во время беременности, он не переживает роды и непосредственный контакт с ребенком сразу после них, он не испытывает интимности кормления и т.д.
И все же современная психология считает, что отец по своей психической приспособленности не может быть дисквалифицирован для роли «материнского» воспитателя, хотя ему и приходится для основного взаимодействия с ребенком пройти путь более длинный, более сложный и не такой самоочевидный.
Повторный брак
К особенностям неполной семьи относится и тот фактор, что одинокий родитель, который воспитывает ребенка, может вступить в повторный брак. Это приносит положительные результаты, если новый брак повысит внутреннюю жизненную уверенность матери, а тем самым и ребенка. Новый брак нежелателен, если есть вероятность ослабления уверенности матери и ребенка, появления новых конфликтов, напряженных отношений.
Правовая ответственность родителей
Что Вам необходимо об этом знать?
Одна из актуальных проблем в Республике Беларусь – это снижение авторитета семьи с ее незыблемыми устоями: забота о детях, их воспитании. Все чаще в нашем обществе говорят о безразличии родителей к судьбе ребенка.
Каковы основные обязанности родителей?
Обязанности родителей в воспитании детей, заботы об их здоровье, развитии и обучении закреплены в ч. 3 ст. 32 Конституции Республики Беларусь: «Родители или лица их заменяющие, имеют право и обязаны воспитывать детей, заботиться об их здоровье, развитии и обучении».
Помимо Основного Закона нашего государства, обязанности родителей по воспитанию детей содержатся и в Кодексе Республики Беларусь о браке и семье (далее – КоБС). Так, согласно ст. 68 КоБС родители обязаны воспитывать детей, осуществлять уход и надзор за ними, обеспечивать защиту их прав и законных интересов.
Частью 1 ст. 75 КоБС установлено, что под воспитанием понимается забота о физическом, духовном и нравственном развитии детей, об их здоровье, образовании и подготовке к самостоятельной жизни в обществе, а также помимо воспитания детей родители обязаны осуществлять попечительство над ними и их имуществом.
Частями 1 и 2 ст. 76 КоБС установлено равенство прав и обязанностей обоих родителей. Отец и мать имеют равные права и обязанности в отношении своих детей. Родители пользуются равными правами и несут равные обязанности в отношении своих детей и в случае расторжения брака между ними, если иное не предусмотрено в Соглашении о детях. В случае установления отцовства в судебном порядке отец приобретает права и обязанности с момента вступления решения суда в законную силу, за исключением обязанности по содержанию, которая может быть возложена с момента предъявления иска об установлении отцовства.
Статья 77 КоБС регулирует участие отдельно проживающего родителя в воспитании детей. Родитель, проживающий отдельно от детей, имеет право общаться с ними и обязан принимать участие в их воспитании. Родитель, при котором проживают дети, не вправе препятствовать другому родителю общаться с детьми и участвовать в их воспитании.
Суд может принять решение об ограничении общения с ребенком одного или обоих родителей на определенный или неопределенный срок, если они нарушают Соглашение о детях или решение суда либо если их общение не отвечает интересам ребенка.
Чем грозит родителям недосмотр за детьми или неисполнение родительских обязанностей?
В соответствии со ст. 942 Гражданского кодекса Республики Беларусь за вред, причиненный несовершеннолетним, не достигшим четырнадцати лет (малолетним), отвечают его родители, усыновители или опекун. Обязанность родителей по возмещению вреда не прекращается с достижением малолетним совершеннолетия или получения им имущества, достаточного для возмещения вреда.
Статьей 9.4 Кодекса Республики Беларусь об административных правонарушениях (далее - КоАП) предусмотрена ответственность за невыполнение родителями или лицами, их заменяющими, обязанностей по воспитанию несовершеннолетних детей, повлекшее совершение несовершеннолетним в возрасте до шестнадцати лет деяния, содержащего признаки административного правонарушения, либо преступления, административная или уголовная ответственность за которое наступает после достижения этого возраста. Санкция данной статьи предусматривает наложение взыскания в виде штрафа в размере до десяти базовых величин.
Ч. 1 ст. 17.13 КоАП предусматривает вынесение предупреждения или наложение штрафа в размере до двух базовых величин за невыполнение родителями или лицами, их заменяющими, обязанностей по сопровождению несовершеннолетнего в возрасте до 16 лет либо по обеспечению его сопровождения совершеннолетним лицом в период с 23.00 до 6.00 вне жилища.
К родителям применяют административные меры (объявляют предупреждение или налагают денежный штраф) также и за:
- совершение подростками в возрасте до 16 лет нарушений правил дорожного движения (18.23. КоАП);
- появление детей в общественных местах в пьяном виде, а равно за распитие ими спиртных напитков или в связи с совершением других правонарушений (17.3. КоАП).
В случае невыполнения возложенных на родителей обязанностей по воспитанию детей к ним применяются меры воздействия, предусмотренные брачно-семейным законодательством. К таким мерам, в частности, относится лишение родительских прав и отобрание ребенка без лишения родительских прав.
Исключительной и одновременно высшей мерой семейно-правовой ответственности за виновное невыполнение родительского долга является лишение родительских прав, которое производится только в судебном порядке. Применение такой меры влечет за собой серьезные правовые последствия, как для родителя, так и для ребенка, и допускается только по основаниям и в порядке, установленном законом.
В соответствии с ч. 1 ст. 80 КоБС родители могут быть лишены родительских прав в отношении несовершеннолетних детей, если будет установлено, что они уклоняются от выполнения своих обязанностей по воспитанию детей или злоупотребляют своими родительскими правами, жестоко обращаются с детьми, ведут аморальный образ жизни, что оказывает вредное воздействие на детей, если родители отказались от ребенка и подали письменное заявление о согласии на усыновление при их раздельном проживании с ребенком, а также, если в течение шестимесячного срока после отобрания у них ребенка по решению комиссии по делам несовершеннолетних районного, городского исполнительного комитета, местной администрации района в городе по месту нахождения ребенка не отпали основания для отобрания у них ребенка, указанные в ч. 1 ст. 85-1 КоБС.
В соответствии с Уголовным кодексом Республики Беларусь (далее – УК) родители несут уголовную ответственность за:
- за вовлечение несовершеннолетнего в систематическое употребление спиртных напитков и одурманивающих веществ (ст. 173 УК);
- за вовлечение в занятие проституцией, бродяжничеством или попрошайничеством (ст. 173 УК);
- за уклонение от уплаты средств на содержание детей (ст. 174 УК).
Социальные гарантии государства.
С целью социальной защиты и материальной поддержки семей государством предусмотрены следующие виды пособий: пособия по материнству, семейные пособия, пособия по временной нетрудоспособности по уходу за ребенком.
К пособиям по материнству относятся:
- пособие по беременности и родам;
- пособие женщинам, ставшим на учет в государственных организациях здравоохранения до 12-недельного срока беременности.
К семейным пособиям относятся:
- пособие в связи с рождением ребенка;
- пособие по уходу за ребенком в возрасте до 3 лет;
- пособие на детей старше 3 лет из отдельных категорий семей, определяемых настоящим Законом (далее — пособие на детей старше 3 лет из отдельных категорий семей);
- пособие на ребенка в возрасте до 18 лет, инфицированного вирусом иммунодефицита человека;
- пособие по уходу за ребенком-инвалидом в возрасте до 18 лет.
К пособиям по временной нетрудоспособности по уходу за ребенком относятся:
- пособие по временной нетрудоспособности по уходу за больным ребенком в возрасте до 14 лет (ребенком-инвалидом в возрасте до 18 лет);
- пособие по временной нетрудоспособности по уходу за ребенком в возрасте до 3 лет и ребенком-инвалидом в возрасте до 18 лет в случае болезни матери либо другого лица, фактически осуществляющего уход за ребенком;
- пособие по временной нетрудоспособности по уходу за ребенком-инвалидом в возрасте до 18 лет в случае его санаторно-курортного лечения, медицинской реабилитации.
Семья приобретает статус многодетной при рождении третьего ребенка и при наличии в живых остальных детей в возрасте до 18 лет. Статус многодетной семьи подтверждается выдачей удостоверения многодетной семьи, которое выдается местными исполнительными и распорядительными органами, в том числе неполным, имеющим на иждивении и воспитании троих и более детей в возрасте до 18 лет.
В трудовом законодательстве предусмотрены гарантии семьям, воспитывающим детей (в большей степени они касаются женщин).
Государственные гарантии прав предоставляются также и в сфере образования. В соответствии со статьей 3 Кодекса Республики Беларусь об образовании граждане Республики Беларусь имеют право на получение в государственных учреждениях образования бесплатного дошкольного, общего среднего, профессионально-технического, специального образования.
Обеспечение горячим питанием в учреждениях образования не относится к вопросу получения бесплатного образования. Однако некоторым категориям семей оказывается государством льгота и по оплате за питание несовершеннолетних обучающихся.
Психологический комфорт в семье
Большое значение для развития детей имеет семейная атмосфера. Она складывается из разных элементов: обеспеченность ребенка всем необходимым для удовлетворения жизненных потребностей, достаточное количество внимания от родителей, положительные эмоции при общении с близкими. Кроме этого ребенок чувствует насколько родители доброжелательны не только по отношению к нему, но и друг с другом. Их частые конфликты при детях, гнев, всё это оказывает влияние.
Могут нарушить благополучие семьи различные факторы социального риска. К факторам социального риска относятся:
- социально-экономические факторы: низкий материальный уровень жизни семьи, нерегулярные доходы, плохие жилищные условия;
- медико-социальные факторы: инвалидность или хронические заболевания родителей, других членов семьи. Вредные условия работы родителей, и особенно матери, пренебрежение санитарно-гигиеническими нормами;
- социально-демографические факторы: неполная или многодетная семья, семьи с несовершеннолетними или престарелыми родителями, семьи с повторным браком и сводными детьми;
- социально-психологические и психолого-педагогические факторы: семьи с деструктивными эмоционально-конфликтными отношениями супругов родителей и детей, педагогической несостоятельностью родителей и их низким общеобразовательным уровнем, деформированными ценностными ориентациями;
- криминальные факторы: алкоголизм, наркомания, аморальный и паразитический образ жизни семьи, семейные скандалы, проявление жестокости и семейного насилия, наличие судимых членов семьи.
Для государства важно сохранение благоприятной обстановки в семьях, поэтому оно ведет активную работу по раннему выявлению неблагополучных семей.
Данная работа осуществляется на основании Постановления Совета Министров Республики Беларусь от 15.01.2019 № 22 «О признании детей находящимися в социально опасном положении».
Критерии и показатели социально опасного положения:
Критерии |
Показатели социально опасного положения |
1. Родителями не удовлетворяются основные жизненные потребности ребенка (детей) |
родители допускают оставление ребенка (детей) без пищи родители допускают систематическое отсутствие пищи, предназначенной для питания ребенка (детей) (для детей раннего возраста – от 0 до 3 лет, детей дошкольного возраста – от 3 до 6 лет, детей школьного возраста – от 6 лет и старше), отвечающей соответствующим физиологическим потребностям детского организма и не причиняющей вред здоровью ребенка соответствующего возраста родители допускают проживание ребенка (детей) в жилых помещениях, в которых печи, теплогенерирующие агрегаты, газовое оборудование, электрические сети, электроприборы не соответствуют требованиям технических нормативных правовых актов либо эксплуатационной документации на них, неработоспособны, демонтированы устройства автоматического (автономного) обнаружения и оповещения о пожаре, надворные постройки и придомовая территория не соответствуют требованиям пожарной безопасности и имеются условия, создающие непосредственную угрозу возникновения пожара родители систематически не выполняют рекомендации медицинских работников по диагностике, лечению и (или) медицинской реабилитации ребенка (детей), что угрожает его (их) жизни и (или) здоровью родители препятствуют получению ребенком обязательного общего базового образования (в любой форме его получения)
|
2. Родителями не обеспечивается надзор за поведением ребенка и его образом жизни, вследствие чего ребенок совершает деяния, содержащие признаки административного правонарушения либо преступления
|
в отношении родителей ребенка (детей) в возрасте до 14 лет неоднократно в течение года установлены факты привлечения к административной ответственности по статье 9.4 Кодекса Республики Беларусь об административных правонарушениях в отношении родителей ребенка (детей) в возрасте старше 14 лет в рамках административного либо уголовного процессов установлены факты, подтверждающие что они не контролируют его (их) поведение и местонахождение, вследствие чего ребенок (дети) привлечен к административной либо уголовной ответственности |
3. Родители ведут аморальный образ жизни, что оказывает вредное воздействие на ребенка (детей), злоупотребляют своими правами и (или) жестоко обращаются с ним (ними), в связи с чем имеет место опасность для жизни и (или) здоровья ребенка (детей) |
в отношении родителей установлены факты привлечения к административной ответственности за совершение правонарушений, предусмотренных статьями 9.1, 17.1, частью 3 статьи 17.3, статьями 17.4, 17.5, 17.8 Кодекса Республики Беларусь об административных правонарушениях в отношении родителей установлены факты потребления наркотических средств, психотропных веществ, их аналогов, токсических или других одурманивающих веществ, употребления ими алкогольных напитков, по результатам чего к ним применялись меры профилактического воздействия установлены факты жестокого обращения родителей с ребенком, физического и (или) психологического насилия по отношению к нему |
Дети воспринимают как норму всё, что происходит в семье и это сказывается на особенностях их развития.
Сохранение благоприятной обстановки в семье - значимый элемент становления личности ребенка.
Агрессивные дети
Внешние причины агрессивности
Семья, в которой растет ребенок. К сожалению, многие родители склонны к двойным стандартам: на словах они отрицательно относятся к проявления агрессии у детей, желают воспитать ребенка добрым, но в тоже время поощряют стремление ребенка решить возникшие проблемы с помощью силы. Если в семье физические наказания являются нормальными, дети воспринимают это как норму поведения. Дети при выборе модели поведения ориентируются не на то, что говорят их родители, а на то, что они думают, чувствуют, как себя ведут.
Общение со сверстниками. В детском сообществе часто сила является значимой, особенно среди мальчиков. Если ребенок попадает в “бойцовский” класс или группу, он подстраивается под общее “настроение”, перенимает поведение лидера либо имеет больше проблемы в общении со сверстниками. В таком случае необходимо поменять детский коллектив, тогда и поведение ребенка изменится.
Ребенок может копировать персонажей фильмов, придуманных героев. Малыши смотрят передачи, фильмы, предназначенные для взрослых – боевики, выпуски новостей, основные темы которых – шантаж, насилие, убийства, катастрофы, терроризм. Те же темы муссируются в газетах, в книгах, в компьютерных играх. Психика детей не защищена от губительного воздействия агрессии внешнего мира, малышу необходимо подрасти, окрепнуть, к подростковому возрасту он уже сможет адекватно оценивать происходящее вокруг и защищаться от давления окружающей действительности.
Внутренние причины агрессивности
- Агрессивность – проявление внутреннего дискомфорта, неуверенности.
- Неумение адекватно выражать отрицательные эмоции, контролировать себя.
- Высокая тревожность, ощущение отверженности.
- Неадекватная самооценка (чаще заниженная).
- Стремление привлечь внимание взрослых.
Агрессивность как свойство личности отличается от ситуативной агрессии, возникающей при опасности и проходящей, когда человеку ничего не угрожает. Ситуативная агрессия совершенно нормальна и даже необходима, ее не стоит корректировать. В подобных случаях важно, чтобы человек умел выражать свои негативные эмоции адекватно.
Но бывает, что агрессивность становится свойством личности. Как узнать, когда ситуативная агрессивность перерастает в патологическую особенность личности?
Примерные критерии агрессивности
Младшие школьники:
- часто теряют контроль над собой;
- часто спорят и ссорятся с окружающими;
- отказываются выполнять просьбы взрослых;
- намеренно вызывают у других чувство раздражения;
- обвиняют других в своих ошибках;
- могут вымещать свой гнев на неодушевленных вещах;
- часто испытывают чувство злости, гнева, зависти;
- долго помнят обиду, стремясь отомстить;
- мнительны и раздражительны.
Средний школьный возраст и подростки:
- угрожают другим людям словами, жестами, взглядом;
- выступают инициаторами драк;
- не испытывают сострадания, могут намеренно делать больно животным и людям, жестоки, не раскаиваются в содеянном;
- не считаются с мнением родителей, их запретами;
- прогуливают уроки, конфликтуют с учителями, сверстниками.
Если Вы считаете, что для ребенка характерна хотя бы половина из описанных проявлений агрессивности, причем проявляются они не менее чем в течение полугода и регулярно, то ребенок действительно агрессивен, ему (и семье) необходима помощь специалиста.
Разобравшись с причинами появления агрессивности у детей, обратимся к игре. Агрессивная игра может быть коррекционной, в ходе которой ребенок пытается справиться со своими страхами, с обидой, пережить неприятные моменты и переиграть их по-своему, попытаться найти выход из сложных для него ситуаций. В таком случае игра развивается, агрессия в ней обдуманна, как правило заканчивается она хорошо. Но бывают игры, которые не ведут к разрешению детских проблем, они могут перейти в реальную драку и заканчиваются печально – шишками, слезами, жестоким поведением.
Вы заметили, что ребенок агрессивен, часто играет в агрессивные игры. Что делать?
- Исключите агрессию из окружающего мира ребенка (наказания, сверстники, телефильмы, грубые фразы в разговоре и т.д.)
- Помогите ребенку научиться контролировать свои негативные эмоции и “выплескивать” их адекватно, без вреда для окружающих (и себя).
- Помните: взяв на себя агрессивную роль в игре, ребенок защищается от агрессии в реальной жизни, компенсирует неумение общаться, маскирует застенчивость, смущение.
- Повышайте самооценку ребенка.
- Старайтесь чаще общаться “на равных”, чтобы вовремя заметить тревожные “звоночки” и понять, чем они вызваны.
- Не наказывайте ребенка за агрессивное поведение! Агрессия с Вашей стороны провоцирует закрепление агрессивного поведения у ребенка. Попытайтесь отвлечь его, и только когда ребенок успокоится, нужно начинать разговор.
- Старайтесь, чтобы Ваши слова не расходились с делами!
(“Надо беречь природу”, - говорит мама, а позже обламывает ветки у дерева: “Чтобы не мешало на дороге”.
“Драться нехорошо”, - говорит папа, но после ссоры ребенка с товарищем учит: “Надо было дать сдачи”) - Помогите ребенку, если у него возникают проблемы в общении со сверстниками (ролевые коррекционные игры, консультации психолога, развитие коммуникативных навыков).
- За агрессию бесполезно наказывать, запрещать ее тоже ни к чему – это загонит проблему в глубь. Необходимо искать причину ее возникновения.
«ВЛИЯНИЕ РАЗВОДА НА ДЕТЕЙ»
Часто можно наблюдать гнев у ребенка при расставании родителей. Допускать дальнейшего озлобления на родителей не следует. Так вы ещё больше усугубите ситуацию, ведь ваш ребенок итак находится в раздраженном состоянии. В данном случае пусть ребенок выразит свою злобу, а вы в свою очередь, относитесь как к нормальной реакции на происходящие в жизни события.
До 2-х лет ребенок больше привязан к матери, и если он остается с ней, то большой моральной травмы он не получает. Просто с раннего детства малыш будет жить в мире, где один из родителей не находится в том же доме, что и он. Но стоит отметить, что даже груднички очень чувствительны к переменам климата в семье. Если мать подавлена и под властью негативных эмоций, то малыш это чувствует очень остро и может заболеть.
Дети в возрасте от 2-х до 3,5 лет реагируют на развод более остро. Могут начаться проблемы со сном, малыш начинает жить в собственном мире с вымышленными персонажами.
Дети в возрасте от 3,5 до 4,5 лет уже начинают понимать чувства утраты. Они становятся агрессивными, могут грубить родителям и воспитателям, иногда чувствуют себя виновными в том, что мама и папа больше не вместе.
В 5-6 лет малыши уже умеют рассказывать о своих чувствах. Дети в этом возрасте отлично понимают, как может измениться их жизнь после развода, поэтому начинают думать о том, как примирить родителей. В этом возрасте они крайне привязаны к родителям – мальчики начинают добиваться внимания мамы, а девочки боготворят отца. Часто девочка в этом возрасте воспринимает уход папы из семьи как личную обиду и предательство. И если не принять меры, то в будущем она будет воспринимать каждого мужчину как лгуна и предателя.
В 9-12 лет все меняется. Мальчики начинают копировать отца, девочки – маму. Дети уверенны в том, что именно они являются причиной развода родителей и чувствуют себя изгоями, не такими как все.
Главным сигналом о наличии стресса и депрессии у мальчиков является провокация. Они выплескивают эмоции наружу посредством побегов из дома, сквернословия и драк. Мальчики могут демонстративно игнорировать инициатора развода, при этом второй родитель тоже получает свою порцию агрессии и обиды. Свое чувство неуверенности мальчики скрывают под напускной грубостью и хулиганством.
Девочки, как правило, склонны все скрывать глубоко внутри. С первого взгляда в их поведении не меняется ничего, они как бы воспринимают все как должное. Но тревожными сигналами являются утомляемость, снижение активности, потеря аппетита, раздражительность чрезмерная слезливость и уязвимость, обидчивость. В будущем они могут так и не научиться доверять мужчинам, и в отношениях будут постоянно испытывать чувство тревоги и недоверия.
Важным считается еще тот факт, что единственный ребенок в семье проживает бракоразводный процесс родителей намного тяжелее. Ведь брат или сестра – друзья по несчастью, а горе легче пережить вместе. Дети общаются друг с другом, говорят о своих чувствах, спорят, и таким образом уровень эмоциональной нагрузки снижается.
Поэтому пережить развод очень не просто, но на родителях лежит ответственность за жизнь и психику ребенка. Лучший выход из ситуации: постоянные, спокойные обсуждения и разговоры, мирные общение бывших супругов и сохранение семейных отношений, пусть и формате «хорошие друзья».
«Если папа ушёл из семьи»
- Потребность в защите и любви. Беззащитность перед внешним миром — один из источников неврозов современных детей. Наличие отца повышает статус ребенка в глазах сверстников — все знают, как дети любят хвастаться профессией отца, его силой, да и просто его наличием.
- Потребность в авторитете и образцах мужественного и женственного поведения. Если в семье растет девочка, то она учится быть женственной, глядя на маму. Поскольку мама ориентируется на отца, то и девочка во многом поступает так же. Отец — это первый важный мужчина в ее жизни. Если в семье растет сын, то лишь глядя на отца, он понимает, как прекрасно быть мужественным, великодушным и ответственным. В отце он видит будущего себя. И если отец уходит из семьи, то представление о себе и о мире уже не может быть таким богатым и полным, как раньше.
После развода отец имеет право на свидания с ребенком. Вопрос о том, нужно ли ребенку общение с родителями, пусть и состоящими в разводе, должен быть решен положительно.
Советы отцу:
- Планируйте встречи с ребенком заранее и готовьтесь к ним. Проявляйте искреннюю заинтересованность к его делам и чувствам.
- Для ребенка очень важна предсказуемость ваших встреч. Не обманывайте его ожиданий.
- Постарайтесь не превращаться в доброго волшебника, исполняющего все прихоти ребенка по первому требованию. Договоритесь с детьми, каким образом вы будете решать проблему карманных денег.
- При появлении у вас новой семьи не демонстрируйте перед ребенком нежные отношения к своей новой супруге.
Если же отец приходит к ребенку все реже и реже, то лучше совсем исключить свидания. Ведь малыш по-своему любит отца, и ему нужна стабильность в отношениях с ним. Когда папа обманывает ребенка, забывает о намеченных встречах или даже о дне его рождения, это доставляет огромные страдания малышу. Он воспринимает такие поступки однозначно: отец меня больше не любит, потому что я плохой.
Почему папа ушел?
Как сказать ребенку о разводе, если он неминуем? В определенной степени это зависит от возраста сына или дочери, действительных причин развода и отношений между ребенком и каждым из родителей. Конечно, если вашему малышу 1–2 годика, маме гораздо проще сгладить эту ситуацию, не вдаваясь в подробности перемен в жизни, так как он еще очень мал для того, чтобы все понять. И слово «развод» вообще не должно звучать из ваших уст, потому что дитя все равно не поймет, что это такое.
И если у них возникает вопрос «Где папа? Куда он ушел?», лучше всего ответить, что папа много работает, но он часто вспоминает и думает о них и скоро придет.
А когда он немного подрастет и станет настойчивее задавать подобные вопросы, лучше сказать ему правду, но без лишних подробностей прошлых конфликтов, семейных сцен.
Например, если ребенку исполнилось четыре года или пять лет, можно сказать, что вы с папой старались жить дружно, но ничего не получилось. Все люди разные, и не все могут жить вместе. Ведь и малыш дружит не со всеми детьми в детском саду или во дворе, кто-то ему не нравится, и они не могут играть вместе.
Но то, что папа ушел, не значит, что он не любит малыша. Это обязательно надо сказать ему. Ведь папа приходит, играет, гуляет с ним, поздравляет с днем рождения.
Теперь переходим к вопросу «что делать»?
Если же вы оказались в позиции одного из родителей, то вам необходимо:
- восстановить отношения с бывшим партнёром, как родители общего ребёнка вы должны действовать вместе. (Восстановить отношения только как родители, не нужно снова жениться, хотя……)
- перестать критиковать вашего партнёра при ребёнке. Рассказывайте, насколько хорошим он был как отец (мать), в то время пока вы были вместе, для ребёнка это самый родной человек, и каждому ребёнку важно гордиться своими родителями (даже если на ваш взгляд гордиться нечем, вспомните хоть один случай, когда было хорошо, его и рассказывайте)
- всячески способствовать и поддерживать инициативу обоих, чтобы они поддерживали общение (вас это общение может и не радовать, но для ребёнка это необходимо)
Общение с ребенком после развода.
Не все супруги расходятся по-хорошему. Вряд ли какие-либо конкретные рецепты подойдут для всех, покажутся приемлемыми всем без исключения супружеским парам. Например, поочередно забирать ребенка из детского сада, позволять папе видеться не реже двух раз в неделю, собираться вместе в дни рождения и тому подобное. Этот вопрос решается индивидуально в каждом конкретном случае.
Некоторые обиженные мамы всячески стараются ограничить такие встречи, обосновывая это тем, что после них дети чувствуют себя несчастными или свидания проходят в неподходящих местах, а там они переутомляются и подхватывают всякие инфекции. Отцов обвиняют в том, что во время свиданий они во всем потакают детям и проявляют к ним излишнюю снисходительность, не обращают на них никакого внимания, настраивают их против матерей.
Если ребенок большую часть времени проводит дома с мамой, то и с отцом лучше встречаться в домашней обстановке. Если малыш привык к длительным прогулкам, любит игры со сверстниками, значит, лучше провести эти часы во дворе. Если отец живет в другой местности или городе, расписание встреч зависит от расстояния и финансов. Расстояние не уменьшает потребности детей в папе, однако является правдоподобным объяснением, почему свидания стали реже, если этим объяснением не пользуются слишком часто.
В таких ситуациях следует с максимальной отдачей использовать летнее время, когда у папы может быть отпуск и появляется возможность провести его вместе. Важно, однако, чтобы и в другое время папа напоминал о себе хотя бы раз в неделю – письмом, почтовой открыткой, телефонным звонком, – показывая, что малыш занимает в его сердце такое же важное место, как и раньше. Особого внимания требуют такие события, как день рождения, Новый год.
Регулярность встреч для ребенка имеет огромное значение, так как его вера в папу всегда страдает, если тот не появляется, когда его ждут. Мальчику, который в значительной степени отождествляет себя с образом отца, как можно чаще видеться и общаться с ним просто необходимо, чтобы иметь перед собой хороший образец для подражания. У девочки общение с отцом формирует иные качества, чем у мальчика. Но для нее эти встречи не менее важны. На ее будущие отношения с представителями мужского пола, с которыми ей придется иметь дело всю оставшуюся жизнь критически важное влияние окажет ее опыт общения с отцом, равно как и его образ, сформировавшийся на основе того, что она о нем знает. Если девочка в отце разочаруется или услышанное заставит ее думать о нем плохо, это в первую очередь самым пагубным образом отразится на ее способности найти себе хорошего мужа и поверить ему.
Как необходимо общаться ребенку с отцом после развода родителей?
Между двумя и тремя годами мальчик более или менее отчетливо осознает, что ему предназначено стать мужчиной.
С этого времени и до шести лет он со всей серьезностью начинает подражать отцу в первую очередь, старшим братьям, если они у него есть, другим мужчинам, к которым он дружески расположен. Дни напролет мальчик играет в мужские занятия – катает по полу машины, строит дома, стреляет из пистолета, сидит за рулем автомобиля или за штурвалом самолета, изображает папу, играя в «дочки-матери».
До трех лет у мальчиков любовь к матери имеет оттенок зависимости, между тремя и четырьмя годами она приобретает все более отчетливый романтический характер. К четырем годам сын может объявить, что собирается жениться на маме. К пяти или шести в связи с возросшей житейской мудростью ребенок отрицает былое желание, чтобы мама принадлежала только ему.
После этого он перестает целеустремленно копировать отца, так как чувствует, что он – и так его достаточно близкая копия. Теперь ему хочется быть похожим на более старших мальчиков – во внешнем виде, манерах и интересах.
Очевидно, что если в семье нет отца, сделать свои отношения с сыном такими же естественными, как это бывает в полных семьях, матери гораздо труднее. Часто она чувствует себя одинокой. Независимо от того, насколько такая мама здорова и выдержана в психическом отношении, она будет испытывать желание сделать из сына своего близкого друга (особенно если других детей у нее нет) и обратить на него всю свою неизрасходованную нежность.
Мальчик будет стараться сохранить в памяти или создать в воображении образ отца. И тем не менее есть все основания считать, что девочке папа нужен не меньше, чем мальчику. Мама не должна внушать детям негативное отношение к мужчинам вообще, несмотря на свои прошлые обиды, унижения, которые ей пришлось испытать от мужа.
В период между тремя и шестью годами девочке необходим папа во плоти или хотя бы его мысленный образ для формирования чувства романтической привязанности. Вот в этом и должна помочь ей мама, то есть создать положительный образ отца.
Если сохранившихся воспоминаний об отце у дочери мало, она, как и мальчик, создаст его на основе восприятия мужчин, которых видит вокруг, воспоминаний своей мамы и собственных грез.
Именно поэтому так важно, чтобы мама помогала видеть своего отца в наилучшем свете.
Очень мудро со стороны мамы поддерживать максимально близкие отношения с семьями родственников или соседей, где есть папы, чтобы ребенок мог набираться опыта, общаясь с ними.
Поскольку разведенные женщины довольно часто живут со своими родителями, то в создании у мальчика или у девочки хорошего образа отца и в формировании отношений типа ребенок-папа большую роль может играть любящий дедушка.
«Алкоголь - семейное неблагополучие»
Всё начинается с семьи. Как правило, к 5-6 годам детям известны названия различных одурманивающих веществ, особенности их внешнего вида, свойства (цвет, запах, консистенция). Малыши знают, как и при каких обстоятельствах используются некоторые наркогенные соединения (водку и шампанское пьют по праздникам, сигареты мама курит, когда нервничает, а папа, когда работает над чем-нибудь.) А откуда поступает к детям информация о наркогенных веществах? Прежде всего, конечно, из семьи. Взрослые часто даже не подозревают, как много узнают ребята, просто наблюдая за их поведением: как держать, зажигать сигарету, как чокаться, чем может помочь сигарета или бокал вина – снять боль, раздражение, улучшить настроение… Мамы и папы считают ненужным, опасным, несвоевременным разговор со своими детьми об опасности наркотизации и… совершенно легкомысленно относятся к тому, что их чадо является свидетелем их собственных пагубных пристрастий. Уже в дошкольном возрасте и мальчики и девочки очень хорошо владеют «техникой» курения. Это можно наблюдать в играх: изображая взрослых, дети «курят», используя в качестве сигареты карандаши, ручки. Когда играют в «семью», могут чокаться игрушечными чашками, изображая взрослых. Понятно, что таким образом для подражания являются родители. Так, к примеру, у малыша, чей отец курит, сам процесс курения тесно связывается с образом взрослого. Следовательно, отношение к этому виду одурманивания во многом будет зависеть от отношения ребенка к отцу. Зачастую первая проба алкоголя происходит дома, в семье. Иногда «она носит характер» контрабанды: дети тайком от родителей допивают, к примеру, вино из оставленной без присмотра рюмки. Порой ребенок по ошибке выпивает алкогольный напиток: «Я думал, что это – вода, компот…» Однако весьма часто знакомство ребенка с алкоголем происходит с одобрения родителей, это в неблагоприятных для воспитания детей семьях. Родители думают: «А что будет от глотка пива или вина?» Родители, если они думают о здоровье своих детей, должны стараться делать так, чтобы дети не являлись постоянным очевидцами проявления вредных привычек взрослых (папа может и должен курить вне квартиры, ребенка не всегда полезно сажать за стол вместе со взрослыми гостями и т.д.) В тех семьях, где родители, как правило, ведут неправильный образ жизни, дети вырастают болезненными, с нервными расстройствами, и в дальнейшем с пагубными привычками и наклонностями. В семье, где злоупотребляют алкоголь, ребенок не чувствует себя защищенным ни в семье, ни за ее пределами.
Очень хочется, чтобы у детей дома была прекрасная обстановка и чтоб они росли здоровыми и счастливыми