План работы учреждения по реализации проекта "Зелёные школы"
УПРАВЛЕНИЕ ПО ОБРАЗОВАНИЮ ПОЛОЦКОГО РАЙОННОГО
ИСПОЛНИТЕЛЬНОГО КОМИТЕТА
Государственное учреждение образования
«Ясли – сад № 8 г.Полоцк»
УТВЕРЖДАЮ
Заведующий государственного
учреждения образования
«Ясли-сад № 8 г.Полоцка»
_______________И.А. Мурашко
01.09.2021
Календарный план
по реализации образовательного проекта «Зеленые школы»
в государственном учреждении образования
«Ясли-сад №8 г. Полоцка»
на 2021-2022 учебный год
Цель: формирование экологической культуры воспитанников и законных представителей; повышение социальной активности в решении вопросов охраны окружающей среды; привлечение внимания к объектам окружающей природы; формирование понимания взаимосвязи процессов в природе; понимание ответственности каждого за будущее планеты.
Направление «Биоразнообразие».
Цель работы: организация деятельности воспитанников, направленной на изучение видового разнообразия растений и животных природного окружения учреждения дошкольного образования, изучение способов сохранения и увеличения видового разнообразия.
Задачи: 1. Изучение видового разнообразия растений, насекомых и птиц природного окружения учреждения дошкольного образования; 2. Вовлечение воспитанников и их родителей в обществеянно значимые мероприятия по сохранению природы и бережному отношению к её ресурсам: - акции, конкурсы, выставки экологической направленности. 3. Пополнение предметно-пространственной среды в учреждении дошкольного образования. |
4. Изготовление и размещение кормушек и искусственных гнездовий на территории учреждения дошкольного образования; организация регулярного кормления птиц, создание «дикого луга» и «клумбы для бабочек».
№ п/п |
Содержание задание |
Ответственный педагогический работник |
Дата выполнения |
Краткое содержание задания |
1.1 |
Изучение разнообразия типичных (коренные растения природной флоры данной местности) и нетипичных (некоренные, несвойственные для данной территории) деревьев и кустарников на территории УДО (или прилегающей территории) |
Лебедева Н.В. Витюк Н.М. |
сентябрь |
Экскурсия-наблюдение «Природа вокруг нас», знакомство с деревьями и кустарниками на территории детского сада и близлежащей территории |
Лебедева Н.В. Витюк Н.М. |
сентябрь |
Конкурс на лучший букет из опавших листьев «Очарование осеннего букета» |
||
Лебедева Н.В. Витюк Н.М. |
октябрь |
Экскурсия-наблюдение, заготовка семян деревьев для познавательной практической деятельности «Кладовая осени» |
||
Лебедева Н.В. Витюк Н.М. |
октябрь |
Занятие по образовательной области «Изобразительное искусство» (нетрадиционное рисование) «Художница Осень» |
||
Лебедева Н.В. Витюк Н.М. Мухина Ю.Г. |
ноябрь |
Составление картосхемы «Деревья и кустарники вокруг нас». Разработка паспорта-описания видового разнообразия деревьев и кустарников. |
||
Лебедева Н.В. Витюк Н.М. |
декабрь |
Экскурсия-наблюдение «Под снежным покрывалом» (деревья и кустарники зимой) |
||
Лебедева Н.В.
|
январь
|
Исследование «Зачем деревьям нужна кора»
|
||
Лебедева Н.В. Витюк Н.М. |
март
|
Занятие-путешествие (с использованием ЭСО) «Путешествие в мир деревьев» |
||
Лебедева Н.В. Витюк Н.М. |
апрель |
Виртуальное наблюдение «Весеннее пробуждение» (как появляются листья) |
||
Юницына Л.В. |
апрель |
Занятие в библиотеке "Зелёный патруль" |
||
Витюк Н.М. |
май |
Квест по экологической тропе "Идём по следу" |
||
Лебедева Н.В. Витюк Н.М. |
май |
Высадка туи |
||
1.2 |
Изучение видового разнообразия дикорастущих травянистых растений на территории УДО (или прилегающей к УДО территории).
|
Лебедева Н.В. Витюк Н.М. |
сентябрь |
«Фитолечебница» Знакомство с лекарственными растениями |
Лебедева Н.В.
|
октябрь |
Занятие-презентация «Растения Красной книги» |
||
Лебедева Н.В. Витюк Н.М. |
апрель |
Наблюдение на прогулке, виртуальная экскурсия в лес «Первоцветы» |
||
Лебедева Н.В. Витюк Н.М. |
сентябрь май |
Занятие – путешествие (с использованием ЭСО) «Цветы вокруг нас: садовые, полевые, луговые. Растения полезные, растения опасные» |
||
Лебедева Н.В. Витюк Н.М. |
апрель |
Экскурсия-наблюдение (изучение видов дикорастущих травянистых растений на территории учреждения и близлежащем окружении) «Весеннее пробуждение» |
||
Лебедева Н.В. Витюк Н.М. Мухина Ю.Г. |
май |
Составление перечня дикорастущих травянистых растений на территории учреждения дошкольного образования «Маленькая зелёная страна». Разработка паспорта-описания видового разнообразия травянистых растений. |
||
1.3 |
Изучение разнообразия птиц на территории УДО (или прилегающей к УДО территории) |
Лебедева Н.В. Витюк Н.М. |
октябрь |
Экскурсия-наблюдение «Наши пернатые друзья» |
Лебедева Н.В. Витюк Н.М. Мухина Ю.Г. |
ноябрь-декабрь |
Составление картосхемы. Разработка паспорта-описания видового разнообразия зимующих и перелётных птиц. |
||
Лебедева Н.В. Витюк Н.М. Мухина Ю.Г. |
декабрь |
Оформление лэпбука «Мир птиц» |
||
Лебедева Н.В. Витюк Н.М. |
март |
Детский исследовательский проект «Пернатые архитекторы» |
||
Лебедева Н.В. Витюк Н.М. |
апрель |
Занятие с использованием ЭСО «Птицы Красной книги Республики Беларусь» |
||
1.4 |
Изучить разнообразие наземных насекомых на территории УДО (или прилегающей к УДО территории). |
Лебедева Н.В. |
октябрь |
Занятие по образовательной области «Ребёнок и природа» «Исчезновение насекомых» |
Лебедева Н.В. Витюк Н.М. Мухина Ю.Г. |
март |
Изготовление книги «Насекомые вокруг нас» |
||
Лебедева Н.В. Витюк Н.М. |
май |
Занятие-исследование «Разнообразный мир насекомых». Тематическое занятие "В большой стране самых маленьких друзей". |
||
Лебедева Н.В. Витюк Н.М. |
июнь |
Выставка семейного творчества (изготовление моделей насекомых из подручного материала) «Они такие разные» |
||
Лебедева Н.В. Витюк Н.М. Мухина Ю.Г. |
июнь |
Составление картосхемы. Разработка паспорта-описания видового разнообразия насекомых. |
||
1.5 |
Анализ ситуации по биоразнообразию на территории учреждения дошкольного образования (или прилегающей к учреждению дошкольного образования территории) и разработать план действий по увеличению биоразнообразия данной территории |
Лебедева Н.В. Витюк Н.М. Мухина Ю.Г. Юницына Л.В. |
ноябрь |
Составление плана действий по увеличению биоразнообразия на территории учреждения дошкольного образования (или прилегающей к нему территории) |
1.6 |
Изготовить и разместить кормушки для птиц, организовать регулярную подкормку птиц. |
Лебедева Н.В. Витюк Н.М. Мухина Ю.Г. |
ноябрь |
Акция «Помоги птицам». Изготовление и размещение на территории учреждения кормушек, заготовление корма для птиц. |
1.7 |
Создать и разместить на территории учреждения гнездовья для птиц. |
Лебедева Н.В. Витюк Н.М. Мухина Ю.Г. |
Февраль |
Изготовление скворечников (приобщение родителей) |
Лебедева Н.В. Витюк Н.М. Мухина Ю.Г. |
Апрель |
Разработка рекомендаций по правильному обращению с пернатыми |
||
Лебедева Н.В. Витюк Н.М. |
Апрель |
Фотоотчет гнездовий с новыми жильцами |
||
1.8
|
Создать и разместить на территории учреждения дошкольного образования «Клумбы для бабочек».
|
Лебедева Н.В. Витюк Н.М. Юницына Л.В. |
апрель |
Создание клумб для бабочек |
Лебедева Н.В. Витюк Н.М. Мухина Ю.Г.
|
|
|
||
Лебедева Н.В. Витюк Н.М. Мухина Ю.Г. |
Май |
Указать на карт-схеме УДО место расположения клумбы для бабочек. |
||
Лебедева Н.В. Витюк Н.М.
|
Май |
Тематическое занятие "Бал цветов" |
||
1.10 |
Посадить деревья и кустарники, создать на территории учреждения дошкольного образования «дикого луга» с целью увеличения разнообразия животного мира. |
Лебедева Н.В. Витюк Н.М. Юницына Л.В. |
Апрель |
Природоохранная акция «Посади дерево». |
Лебедева Н.В. Витюк Н.М |
Май |
Экскурсия «Деревья нашего сада». |
Направление 2. Энергоснабжение
Цель: изучить структуру энергопотребления в учреждении дошкольного образования и дома; способы её сокращения.
Задачи: провести анализ ситуации по эффективности использования энергии в учреждении (установить основные причины нерационального использования электроэнергии) и составить план действий по сбережению тепла и электроэнергии на год.
№ п/п |
Содержание задание |
Ответственный педагогический работник |
Дата выполнения |
Краткое содержание занятия |
2.1 |
Провести изучение потребления электроэнергии в учреждении дошкольного образования. |
Витюк Н.М. |
Сентябрь |
1. Занятие «Зачем нужен свет?» 2. Серия наблюдений «Как мы используем электрический ток в детском саду?» |
Лебедева Н.В.
Витюк Н.М. |
Октябрь |
1. Встреча и беседа с электриком. 2. Занятие «Волшебное электричество» |
||
Лебедева Н.В. Витюк Н.М.
|
|
|
||
Витюк Н.М. Лебева Н.В. |
январь |
Изучение потребления электроэнергии в учреждении за год |
||
Витюк Н.М. Лебева Н.В. |
январь |
Составление картосхемы мест высокого потребления электроэнергии | ||
2.2 |
Изучение расходования тепла в учреждении дошкольного образования |
Витюк Н.М.
Лебедева Н.В. |
Декабрь |
1. Познавательные беседы «Что такое тепло?», «Экономим тепло» 2. Экскурсия по дошкольному учреждению «Где живёт тепло?» |
Лебедева Н.В.
Витюк Н.М. |
Январь |
1. Коллаж «Уютный тёплый дом» 2. Составление картосхемы мест потери тепла |
||
2.3 |
Анализ ситуации по эффективности использования энергии в УДО и составление плана действий по сбережению тепла и электроэнергии в УДО на год |
Лебедева Н.В. Витюк Н.М. |
Январь |
1. Размещение детских рисунков-напоминалок в местах потребления энергии «Экономим и бережём!» 2. Составление плана действий по сбережению электроэнергии и тепла |
2.4 |
Реализация плана и мониторинга эффективности действий по энергосбережению в учреждении дошкольного обра зования |
Лебедева Н.В. Витюк Н.М. |
Апрель, июнь |
Отчет о реализованных действиях по уменьшению энергопотребления в учреждении дошкольного образования и их эффективности. |
2.5 |
Изучение потребления электроэнергии и расходования тепла дома. Разработка семейных памяток по рациональному использованию электроэнергии и тепла дома (совместно дети с родителями (законными представителями) |
Лебедева Н.В. Витюк Н.М. |
Ноябрь
|
Исследовательский краткосрочный проект «Куда и сколько уходит электричества дома?» |
Лебедева Н.В. Витюк Н.М. |
Декабрь |
1.Разработка памяток для родителей «Тёплый дом», «Рациональное использование энергоресурсов дома» 2. Разработка памяток совместно дети с родителями 3. Дидактическая игра «Учимся экономить энергию». |
Направление 3. Водосбережение
Цель: изучить направление использования воды в учреждениях дошкольного образования и дома и освоение способов ее сбережения.
Задачи: изучить систему водопотребления в семье и в учреждении; провести анализ ситуации по эффективности использования воды в учреждении и дома, составить план действий по водосбережению в учреждении.
№п/п |
Содержание задания |
Ответственный педагог |
Дата выполнения |
Краткое содержания задания |
3.1 |
Изучение потребления воды в учреждении дошкольного образования |
Витюк Н.М. Лебедева Н.В. |
Ноябрь |
Путешествие Капельки Изучение потребления воды в учреждении дошкольного образования. Составление карты-схемы мест потребления воды |
Витюк Н.М. Лебедева Н.В. |
Декабрь |
Оформление лэпбука «Всё о воде». Занятие "Где живёт вода" |
||
Витюк Н.М. Лебедева Н.В. |
Март |
Составление алгоритма мытья рук совместно с детьми. |
||
Витюк Н.М. Лебедева Н.В. |
Апрель |
Беседа рассуждение «Откуда берется вода?». |
||
3.2 |
Анализ ситуации по эффективности использования воды в учреждении дошкольного образования и составление плана действий по ее сбережению |
Витюк Н.М. Лебедева Н.В. Юницына Л.В. |
Январь |
Составление плана действий по сбережению воды в УДО. |
Лебедева Н.В. |
Февраль |
Задание-рассуждение «Как сэкономить воду в группе?» |
||
3.3 |
Реализация плана действий по рациональному использованию воды в учреждении дошкольного образования, проведение мониторинга эффективности этих действий |
Витюк Н.М. Лебедева Н.В. Юницына Л.В. |
Апрель, июнь |
Отчёт реализации плана по рациональному использованию воды в УДО |
Витюк Н.М. Лебедева Н.В. |
Апрель |
Занятие «Значение воды в жизни человека» |
||
3.4 |
Изучение потребления воды дома. Разработка семейных памяток по рациональному использованию воды и ее сбережению дома (совместно дети с родителями (законными представителями) |
Витюк Н.М. Лебедева Н.В. |
Декабрь |
1.Анкетирование родителей: «Как мы экономим воду дома" 2. Разработка памяток по рациональному использованию воды и ее сбережению дома. 3. Реализация краткосрочного проекта "Потребление воды дома" |
Направление 4. Обращение с отходами
Цель: провести анализ источников появления отходов, определение способов их минимизации, освоение приемов раздельного сбора мусора.
Задачи: привлечь воспитанников, родителей и сотрудников в работу по изучению состава образующихся в учреждении отходов; показать пути решения проблемы отходов.
№ п/п |
Содержание задания |
Ответственный педагогический работник |
Дата выполнения |
Краткое содержание задания |
4.1 |
Изучение состава образующихся в учреждении дошкольного образования отходов и анализ источников их образования |
Витюк Н.М.
|
Март
Май |
1.Познавательная беседа «Зачем сортировать мусор». Использование мультимедиа. 2. Изучение состава отходов и анализ источников их образования |
4.2 |
Разработка плана действий по минимизации объемов образования отходов в учреждении дошкольного образования, раздельному сбору отходов, сдаче вторсырья |
Витюк Н.М. Лебедева Н.В. |
1 раз в квартал |
Акция «Сбор крышечек от пластиковых бутылок» |
Витюк Н.М. Лебедева Н.В. |
Май |
Приобретение контейнеров для раздельного сбора мусора |
||
Витюк Н.М. Лебедева Н.В. |
Май |
Выставка совместного творчества поделок из бросового материала |
||
4.3 |
Реализация плана действий на год по минимизации отходов в учреждении дошкольного образования |
Витюк Н.М. Лебедева Н.В. |
Май |
Составление отчета о реализованных действиях по минимизации отходов в учреждении до- школьного образования и их эффективности |
4.4 |
Изучение состава и количества отходов, образующихся в домашних условиях. Разработка семейных памяток по ми- нимизации отходов, образующихся в домашних условиях, рекомендаций по их раздельному сбору и сдаче
|
Витюк Н.М. Лебедева Н.В. |
Апрель-май |
Краткосрочный исследовательский проект "Отходы" |
Витюк Н.М. Лебедева Н.В.
|
|
|
||
Витюк Н.М. Лебедева Н.В. |
Май |
Выставка детских рисунков «Мы с природой дружим, мусор нам совсем не нужен» |
Направление 5. «Информационно-экологические мероприятия по работе с местным сообществом (экологические инициативы)»
Цель: реализация экологических инициатив, участие в экологических акциях, информирование местного сообщество об экологических проблемах конкретной местности.
Задачи: провести информационно-экологические мероприятия; создать «Экологическую тропу» на территории дошкольного учреждения, |
принять участие в экологических конкурсах, проектах, акциях и т. д.
№ п/п |
Содержание задания |
Ответственный педагогический работник |
Дата выполнения |
Краткое содержание задания |
5.1 |
Подготовка наглядного природоохранного информационного материала, созданного обучающимися, для родителей (законных представителей) |
Витюк Н.М. Лебедева Н.В. |
В течение реализации проекта |
Оформление листовок, рекомендаций, памяток для работников учреждения дошкольного образования, родителей воспитанников (по разным направлениям проекта) вместе. |
5.2 |
Подготовка, организация и проведение информационных экологических мероприятий для местного населения: праздников, выступлений перед общественностью (на родительских собраниях, в близлежащих учреждениях общего среднего образования, младших и средних группах учреждения дошкольного образования) и др. (не менее одного раза в год) |
Музыкальный руководитель Рощупкина Ю.М.
|
сентябрь |
Театрализованное представление «Муха-Цокотуха» |
Рощупкина Ю.М. |
Май |
«Праздник зеленого цвета» |
||
Рощупкина Ю.М. |
Март |
Развлечение «Приключения в весеннем лесу» |
||
5.3 |
Проведение экологических акций с привлечением местного населения и освещение их в средствах массовой информации (не менее одного раза в году). |
Руководитель проекта Юницына Л.В. |
Апрель |
Освещение экологических проблем в средствах массовой информации, в социальных сетях |